Вы умышленно изменили свое имя?
- Ну конечно! Такая путаница была с
актрисами Яковлевыми! Вообще в детстве меня Леной никто никогда не
звал. Всю жизнь для подружек, да и дома, я была Алёной, Алешей, хотя по
паспорту - Елена. Но это имя я и сама не люблю, оно «сухое» для меня,
пусть даже связано с Троей. Алёна - помягче, поиндивидуальнее. Когда в
театре «Модерн» я играла Катерину Ивановну, тогда окончательно и
приняла решение: везде писаться Алёной.
- Громкая фамилия отца - народного артиста Юрия Яковлева - вам больше помогала или мешала?
- Не могу ответить однозначно. Не
помогала точно! Может, только один раз помогла - при поступлении. По
всей видимости, будь я девочкой с улицы, то и не взяли бы, потому что я
была крайне стеснительная, неопытная, зажатая, несмотря на то что уже
проучилась три курса в университете и участвовала в студенческом театре
МГУ... А потом всё!
- Надо доказывать - чего ты стоишь!
- Спрос большой! Сейчас то же я и своей
дочери говорю. У нее вообще в семье три народных артиста: два дедушки -
Яковлев и Козаков, плюс я. Маше придется в триста раз сложнее, чем мне.
Это тяжелая для нее ноша. Ей 16 лет, она студентка первого курса
Щукинского училища, но уже вовсю снимается, играет одну из главных
ролей в сериале «Кармелита»... А что касается фамилии - так и
ответственности больше. Но я как-то никогда об этом не задумывалась, не
ставила себя в параллели, не пыталась сравнивать или чего-то там
доказывать. Просто занималась профессией, которую очень люблю. Сначала
в театре много играла, потом и в кино.
В актрисы - через МГУ!
- Почему вы сразу не пошли на актерский?
- Я росла вне России, закончила школу в
Берлине. Мой отчим был корреспондент-международник. Я плохо знала схему
поступления, московскую жизнь. И когда заикнулась, что хочу идти в
театральный, это было воспринято не то чтобы в штыки, но
неодобрительно. Мне сказали: «Там всё очень сложно, есть еще и
творческий конкурс - туры. Зачем тебе это надо?» Без подготовки не
рискнула, к тому же я чистый гуманитарий, у меня хорошо шел язык,
английский, немецкий немножко, я прекрасно писала сочинения, знала
литературу, историю. То есть была подготовлена к поступлению в
университет.
- И все экзамены сдали на «отлично»?!
- Да, только сочинение на четверку.
Отличницей в школе не была, но аттестат мой - четыре с половиной балла.
Я поступила, с действительностью меня примирило то, что из сборника МГУ
я узнала о существовании Студенческого театра, в котором в свое время
работали Алла Демидова, Ия Саввина, Ролан Быков.
- Там вы начинали с Виктюком.
- Я пришла туда семнадцатилетней, Фима
Шифрин вспоминает: «Появилась скромная, худенькая, с огромными
глазами...» Смеюсь: «Ну, конечно, сейчас я толстая, наглая и с
маленькими глазками...»
- Необычного цвета - изумрудного!
- Да, да. Меня не сразу взяли в театр,
сначала - в студию. Помню, читала отрывок Бекки Тэтчер из Марка Твена.
Тогда Роман Григорьевич долго мне рассказывал про зарождение женщины в
пятилетней девочке, а я хлопала глазами и ни черта не понимала - о чем
это он рассуждает? Какое зарождение!? Тем не менее поступила, прилежно
занималась. Мы ставили «До третьих петухов» Шукшина, я с успехом играла
дочь Бабы-яги. В общем, всё свободное время тратила на это, а не на то,
чтобы глубже постигать основы журналистики, но стипендию получала,
испанский выучила.
- Так вы говорите на трех языках!?
- В принципе, даже имею представление и
о четвертом - французском, который изучала уже в театральном. Но хорошо
говорю только по-английски, ну и по-испански. Это мне пригодилось потом
в кино, где я сыграла трех испанок: в сериалах «Времена не выбирают»,
«Танго втроем», там снимались аргентинцы, а вот «В ритме танго» была
подружкой героини Натальи Орейро.
Работа превыше всего
- Я дважды видела вас в
спектаклях Театра Сатиры. На этой сцене работал Андрей Миронов, вам
посчастливилось участвовать в его последней режиссерской постановке
«Тени». Какое осталось воспоминание о нем?
- Прекрасное! Он был выдающимся! Я
пришла в театр совсем молоденькой, неопытной, как работать - вообще с
трудом понимала. В институте играла исключительно характерные роли, а
тут - сразу героиня, да еще какая! Андрей Александрович был крайне
требовательным художником и к себе, и к другим, придумывал интересные
постановочные вещи, поэтому работалось безумно интересно, но и сложно,
потому что он требовал всё и на полную катушку! Помню, ехал он на
концерт в МАИ и говорит: «Ох, что-то я нервничаю! Конечно, я ж артист
не вашего поколения...» И это при его-то популярности! Понимаете, не
было ощущения «звездности», как сейчас, культовости, знаковости.
Некоторые артисты снимутся в двух не очень хороших сериалах и уже мнут
из себя невесть что. А Миронов, Папанов были людьми совершенно другой
культуры, с другим отношением к творчеству, искусству.
- Вы играли одну из пейзанок в
знаменитом спектакле «Женитьба Фигаро», а участвовали ли вы в тот
роковой вечер 1987 года в Риге, когда Миронову стало плохо на сцене?
- Да, об этом очень тяжело говорить. В
тот день как раз мы сидели у Кати Градовой (бывшая жена Миронова, мать
его дочери Марии - Прим. «Антенны»). Я забрала Машу с
собой в театр, она не поехала на концерт Хазанова, сказав: «Я хочу
пойти на спектакль...» Как почувствовала, что он станет последним для
отца... Вообще это был такой театр! Такие люди! Каждый раз трепет перед
спектаклем, абсолютная стопроцентная «включаемость», я никогда не
видела, чтобы кто-то из наших столпов халтурил.
- Вы блистаете на сцене больше 20 лет, а ваш экранный взлет состоялся лишь лет 6 назад.
- Мне один журналист сказал: «Знаешь, я посчитал, что в 2006 году ты снялась в 12 проектах!»
- Сколько же вы спите при такой напряженной работе?
- Вот сейчас в Киеве идут съемки
восьмисерийной комедии с Олесей Железняк: я - мама, она - дочь. Но 25
съемочных дней нужно было уложить в два месяца, а у меня еще 12
спектаклей ежемесячно! Октябрь был дикий: я летала туда-сюда,
параллельно снималась в картине и в Угличе, плюс были гастроли в Нижнем
Новгороде, сейчас - в Алматы, куда я очень давно хотела приехать. Вчера
вернулась из Киева, вечером уже вылетела сюда, а завтра утром прилечу в
Москву, где вечером буду играть спектакль. В декабре начнутся съемки в
мини-сериале режиссера Кати Двигубской, с которой я прекрасно
сработалась еще на «Сделке». Сплю мало.
- Наверное, больше в самолетах и поездах?
- Уже привыкла к тому, что даже в
гримерном кресле, пока меня красят, могу приладить голову так, что тут
же засыпаю, иногда и сны вижу. Говорю: «Можно я чуть-чуть посплю,
девочки?» Они: «Ну, давай, сейчас тебе макушку накрутим на бигуди, и
ложись». Моментально отключаюсь на 15 минут. Могу заснуть и на
съемочной площадке, пока свет переставляют. Было и такое недавно, к
тому же я еще немного приболела. Осветители ходят, шумят, кабель
перетаскивают, а я руку подложила - и всё... Потом уже я - человек.
- На износ трудитесь! Но это лучше, чем когда совсем не снимают?
- Конечно, лучше! А зачем же мы
работаем? Я вовсе не жалуюсь, главное, чтобы здоровье было. А то вон
сколько только видов гриппа: свиной, куриный и т.д. Если не болеть, сил
у меня еще на многое хватит...
Галина Леонова
Источник: http://antennakz.com/index.php/adresa/novosti/10-new/404-yakovleva |