В ней есть редкий природный дар и трудолюбие, острый ум,
красота и целеустремленность, благородство личности. Артистка широкого
творческого диапазона, ей подвластна трагедия и комедия. Она раскрывает души
своих героинь и заставляет зрителя любить их, будь то леди Чивли «Идеальный
муж», Катерина Ивановна «Катерина Ивановна», Нина «Таланты и поклонники»,
Маргарита «Мастер и Маргарита», Маша «Хомо Эректус», Мэри Смит «Слишком женатый
таксист», Кори «Босиком по парку», Бьянка «Укрощение строптивой». Вскоре
зрители увидят Алену Яковлеву в роли миледи, госпожи де Круаль, в премьерной
картине Юнгвальда-Хилькевича «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала
Мазарини».
– Алена, в чем особенность характера человека вашей
профессии, Какими обязательствами перед самим собой наделяет актера его
профессия? – Сила характера – неотъемлемая часть актерской профессии.
Для меня слабость – это непозволительная роскошь и «нереализованное желание». В
юности я была нерешительной и застенчивой. Сегодня меня без микрофона в театре
слышат тысяча двести пятьдесят человек, а в начале учебы, в театральном
училище, у меня выходила «двойка» по сценической речи – говорила я тихо, но за
год все наверстала. Ощущение того, что надо быть сильной и к этому стремиться –
я так себя сама запрограммировала. Сила актрисы – не в стервозности. Должен быть внутри тебя
стержень, жесткие принципиальные установки. Я никогда в жизни не шла на
компромисс с совестью. Моя пятнадцатилетняя дочь снимается в кино, и вдруг один
продюсер сказал ей, что, оказывается, актриса должна уметь идти на компромисс.
Мне это непонятно. Как точно сказала Маргарет Тэтчер: «Если женщина проявляет
характер, то ее называют сукой, а если мужчина – то про него говорят – отличный
парень». Признаюсь, хочется расслабиться и положиться на сильное плечо, но в
моей жизни это всегда было невозможным. В жизни надеюсь только на себя. Я не встречала сильных
мужчин. Ко мне всегда тянулись слабые люди, наверное, понимая, что рядом со
мной их слабость компенсируется… Сегодня, к сожалению, в мужчинах присутствует
беспечный инфантилизм и нерешительность. Сильный человек никогда не позволит
себе быть безответственным.
– На что для вас делится мир? – На творчество и на моих близких. Я – человек открытый и
воспринимаю жизнь во всей ее многогранности. Искренне радуюсь талантливым
людям. Собираю кукол и дружила с ныне покойной Олиной Вентцель. Всегда
приходила к ней, и атмосфера ее творчества меня потрясала. Какая она была яркая
личность! Сегодня меня пугает так называемая массовая культура –
засилье бездарности и серости, она поглощает духовность, интеллигентность.
Талант «вылупляется» крайне редко, ему трудно пробиться. «Аншлаг», «Камеди
клаб», КВН, «Кривое зеркало»… ну, какое-то невероятное количество «юмористов»!
Такие, как Жванецкий, Задорнов рождаются раз в десять лет, Аркадий Райкин – он
один был, а здесь – масса… Все стало серенькое, а гамма – от мышиного до антрацитового.
«Фабрика звезд» - от нее веет пустотой. В кино мало что радует. Вспомним фильм
«Дом, в котором я живу» - там каждый персонаж – индивидуальность, и так во
многих картинах тех лет. А сегодня, увы, этого нет. Нравится проект «Ледниковый
период», но так все нивелировано, так легко у них все получается и возникает
вопрос: «Зачем же фигуристы десять лет учатся кататься?»
– А вы бы встали на коньки? – Может быть, ради удовлетворения своих амбиций. Но
проявление таланта в других меня радует, нравится смотреть, как катаются Марат
Башаров и Чулпан Хаматова. «Ледниковый период» – это лучше, чем «Камеди клаб».
– Почему в театре люди оплакивают судьбу Тристана и Изольды,
а в жизни не берегут любовь? – Мы приходим в зрительный зал, наблюдаем за действом со
стороны, и оно отрывает нас от действительности, захватывает. В жизни люди
стали черствее, прагматичней. Наши зачатки капитализма увели людей в другую
сторону. Складывается впечатление, что все сконцентрировано только на
товарно-денежных отношениях. Я не ругаю наше время, а скорблю и сокрушаюсь оттого, что
многое разрушено. Человек должен быть духовным, чтобы суметь пережить
трудности. Без любви – невозможно. Но сегодня сердце человека почему-то на
последнем месте. Когда вижу всплески романтизма в отношениях среди молодежи –
удивляюсь искренним чувствам, а ведь когда-то это было нормой! Как дети могут быть
другими, если им сутками, в сериалах, насаждают серые и пошлые истории любви?
Как сохранить себя, если соблазн постоянно прививают? В сериале одна подружка говорит другой: «Ой, какое он мне
колечко подарил! Посмотри, полюбуйся!» Это, конечно, проще, чем самой
заработать, ведь тогда трудиться надо. У нас сегодня все «меленько», и страстишки какие-то серые: я
купил тебе шубу, или квартиру, а ты мне теперь должна. Стыдно и скучно. Идет разрушение всего. Меня тошнит от ток-шоу и их историй!
Он пошел в баню, а там у него… женщина. Везде – насаждение грязных историй. Мне жаль молодежь. Ей трудно удержаться – организм еще
слабый. Не все рождаются с генетически правильными установками, не у каждого
есть сила характера. Не каждый устоит перед соблазном – вот что страшно!
– Соблазн разрушает или созидает человека? – Соблазн – от дьявола и посылается людям как испытание.
Сегодня вся жизнь соткана из соблазна, другой вопрос, как к этому относиться.
Всегда стараюсь очень трезво все оценивать. Научила себя тому, чтобы хотелось
только того, что сама могу себе позволить. Никогда не хотела иметь ни
миллионов, ни несметных сокровищ. Деньги – это дичайшее испытание. У меня есть
украшения, приобретенные мною и подаренные, и мне этого достаточно. Одна
приятельница сказала, что не спит по ночам, рыдает, если не может приобрести
понравившееся ей кольцо. Этого я не понимаю. Знакомая дама всегда испытывала
ощущение материальной неудовлетворенности, потом уехала в Америку, имеет виллу,
самолет, и опять она недовольна жизнью. Несчастный человек! Она не понимает,
что всегда найдется тот, у кого таких благ еще больше, а все материальные
соблазны – от дьявола. Материальный соблазн безграничен и порочен.
– А сами поддавались соблазну? – Я – не святая. Бывали случаи. Куплю какую-нибудь вещь, а
потом думаю, ну, зачем она мне? Столько денег потратила впустую. А что касается
соблазна предать друзей ради достижения цели – это табу для меня. Завоевать
мужчину подруги – тоже табу. Никогда! Этого не может быть, даже если он сам
проявляет знаки внимания. У человека должен быть кодекс чести. Стараюсь жить
так, чтобы не доставлять людям неприятностей. А если что-то делаю не так, то
это плохо исключительно для меня.
– Отчего человек может предать? – Все идет от беспечности и эгоизма. Что-то сделал потому,
что «так захотелось». Ради других ощущений, других впечатлений. Но отношения не
вернешь. Никогда. Отвечай за свои поступки. Не переступай черту! Не подчиняйся
соблазну. «Ой, а может ничего? Не пойти ли на компромисс?» Да нет никаких
компромиссов! Не существует! Многие пронизаны ощущением того, что сейчас они живут
«начерно», а «набело» - еще поживут, все у них впереди. Когда это? В другой
жизни? Самое страшное, когда просыпаешься ночью и тебе стыдно за
совершенные ошибки. Нужно научиться отделать главное от второстепенного.
Главное – одно. Надо определиться. Жизнь проходит быстро.
– Что такое страсть? – Человек в страсти занят только собой, своими ощущениями,
переживаниями. Вспомним классику: отношения Кармен и Хозе. Это история мужского
эгоизма и захвата. А сегодня и захват другого уровня. Имею много денег и
«захватил» молодую, длинноногую. Неважно, что чувствуют люди, с которыми я
прожил двадцать лет. Это мой захват, я добился! Реализация собственных амбиций.
У мужчины и женщины должна быть Духовная Связь, они должны говорить на одном
языке. Любить – это хотеть с кем-то состариться. Сегодня многие «живут в
кредит», забывая о том, что момент расплаты настанет. У меня есть любимый
спектакль – «Катерина Ивановна» в театре «МодернЪ», у Светланы Враговой.
Сложнейшая роль – психологически и физически. Когда начинали его играть, то
долго болела после. Постановка начинается с того, что мужчина стреляет в
женщину, заподозрив ее в измене, а в конце она сходит с ума. Вот казалось бы, и
вся история. Но какой уровень! Леонид Андреев! Гибель Женщины, гибель Красоты,
гибель Мира в лице Катерины Ивановны… Главный герой – депутат Государственной
думы начала ХХ века. Тоже происходит захват, но на другом уровне. После
спектакля подходят зрители, и женщины говорят, что узнают себя в Катерине
Ивановне. Достойные женщины признаются, что вынуждены испытывать агрессию и
захват в жизни. Принято считать страсть высшим проявление любви – это не
так. Страсть исключает Любовь. Страсть, как и соблазн и всякое наваждение – от
дьявола. А Любовь – всегда от Бога.
– Чем нужно жить – реальностью или мечтами? – Как можно жить без Мечты? Когда мечты заканчиваются –
жизнь уходит. Гармония – это когда твои мечты совпадают с реальностью. Может,
это недостижимо, но я всегда к этому стремлюсь. Я не ощущаю и не понимаю свой
возраст. Реальная жизнь человека полна разочарований, нереализованных желаний,
а в мечтах всегда все позитивно. Мечтать нужно до конца своих дней, но исходить
из реальной жизни. Мне не свойственна безрассудная мечтательность. Отдаю себе
отчет во многом и от реальной жизни получаю радость. Фотографии из данной статьи можно посмотреть в фотоальбоме в разделе Пресса
Беседовала Елена Воробьева. Фотографии Евгения Стецко.
Источник: http://Журнал "Смена" |