В квартире актрисы Алены Яковлевой (46) живут... куклы. Эльфы, дамы,
клоуны и ведьмы теснятся в шкафу, прячутся за голубыми «маркизами»
на подоконниках. Алена, откуда пришли к вам эти сказочные герои? Первую
куклу мне подарила моя подруга. Она была уникальна, из хрупкого
фарфора, и я тогда впервые увидела, как бережно их упаковывают, - она
была пересыпана какими-то белыми шариками, которые забиваются во все
уголки, чтобы кукла не повредилась при перевозке. Подруга сказала, что
это - Катерина Ивановна, которую я играю в театре «Модерн». Я пришла в
состояние полной эйфории от подарка и с тех пор просто «заболела» этой
историей. Коллеги сказали: «Ну все, Алена, мы теперь знаем, что тебе
надо дарить!» Спартак Васильевич Мишулин, покойный, решил почему-то,
что мне надо дарить обязательно даму с собачкой, и у меня теперь есть
две совершенно одинаковые дамы - белая и черная. Они и стоят рядом в
шкафу. Юра Васильев сначала ангелов все дарил, а потом перешел на
русскую бронзу, статуэтки, животных... В городах, куда приезжаю на
гастроли, мне тоже теперь дарят такие подарки. Недавно, например, в
Новосибирске от губернатора вручили большого ангела. А потом мы
подружились с Алиной Вентель, художницей, которая делает портретные
куклы в человеческий рост, начиная с Миронова, Захарова, Янковского и
Фаины Раневской и заканчивая царской семьей - куклами, и я начала
покупать авторские работы на выставках. Но и от безделушек, привезенных
из поездок, не отказалась: в них тоже есть свой смысл и очарование.
Привезла из Америки большущую тряпичную негритянку, дешевую, купленную
на автозаправке, - но как она нас выручила! Мы спали на ней всей
труппой, когда задерживался рейс. Смотрю и вспоминаю... А в Америке мы
как-то шли с подругой, Машей Ильиной, по Бродвею и вдруг увидели в
магазине две маски - женские лица. Она тогда репетировала Негину в
«Талантах и поклонниках», а я - Лулу у Житинкина. Она купила зеленую
головку в шляпе, а я - в розовых перьях. Не понимаю почему - Лулу ведь
была совершенно другая. Был период эльфов, а если репетирую комедию,
появляются какие-то смешные клоуны... Они у меня в доме все «по смыслу»
расставлены: есть «голубая история», стоят все в голубом, или вот
поставила Раневскую, а внизу парень с цветами - и как будто он ей дарит
цветы. Вспоминается Оле-Лукойе с его зонтиком... Забавно, наверное, просыпаться в такой компании по утрам? Мама
боится спать в этой комнате - ей все время кажется, что они за нами
следят. И они действительно живут какой-то своей жизнью - кого-то могут
туда взять и не принять в компанию... У меня был французский эльф, и он
все время оставался один - ну не нужна была ему компания, - ни с чем не
сочетался! И это его сгубило - в конце концов я его разбила. А если не нравится то, что подарили? Так
те, кто дарит, уже знают, что мне надо что-то этакое придумать, а не
просто пойти в магазин и купить куклу. Например, гример в театре
подкидывает просто потрясающие раритеты: из какого-то сундука она
выкопала целлулоидную куклу, потом вязаную девочку с одним глазом. Смею
думать, что люди делают все это от чистого сердца. Тогда
почему такие странные у вас меховые игрушки? Какие-то они... не
вписывающиеся в гламурную атмосферу коллекции - монстры, попросту
говоря! О, это подарки моего бывшего мужа! Он иногда
встречается с Машкой (дочкой. - Прим. ред.) и передает мне их. Вот
недавно - эту ужасную девушку, что на диване, с закрытыми глазами, в
морщинах, очках и шляпке - не знаю, может, намекает, что я такой стала
или что дальше собственного носа не вижу - не разглядела его, такого
хорошего. В общем - странный вкус! Нравятся человеку монстры. (Прим.
автора: на столике лежит ежик с длинной гоблинской мордой и весь в
ракушках. А рядом с ним вообще что-то ужасное, грязного
серо-красноватого цвета.) Мама: Я давно говорю, что это надо выбросить, - посмотрите, это же просто утопленник какой-то и тоже без глаз - ужас! Алена, а правда, почему вы все это у себя держите? Пусть
будут - человек же старался, выбирал... для меня. У него и раньше были
странные какие-то проявления любви. Когда-то мы серьезно поссорились, а
потом он звонит и говорит: «Посмотри в окно!» Смотрю, а там щит: «Все
равно люблю» и моя фотография... Коллеги и друзья говорили: «Но это ж
так здорово! Наверное, он действительно тебя так любит!» А я считаю,
что любовь не может быть столь помпезна и напоказ, ее проявления в
другом чем-то... За окнами - старая Москва, в окна «лезут» карнизы соседних домов. Вы хотели жить в старом центре? Я
долго жила на Маяковке, там окна выходили на Садовое, и от летней жары
мы там сходили с ума, да и шумно было... Здесь была раньше коммуналка -
дом 1903 года, лестницы кованые остались от того времени, лифт. Была
забавная история: мне позвонила какая-то женщина и рассказала, что,
оказывается, в этой квартире жил Кащенко (это действительно так, мы
проверяли) и «кажется, здесь у него повесился внук». А еще здесь жила
оперная певица, и «кажется, она тоже удавилась». Я говорю: «Ну, спасибо
вам, утешили!» Оказалось, что она сама здесь жила когда-то, в
гардеробной комнате без окон.... Но вообще здесь действительно что-то
происходит: кошка прыгает на стены, орет и неожиданно начинает носиться. Так, может, это - просто весна у нее? Нет,
весну мы ей давно ликвидировали! Считается, что когда в доме живут
духи, они котов выбрасывают из окон, а если коты их побеждают, то с
ними ничего не случается. Вот, наша пока в порядке, жива.
Представляете, сколько здесь судеб было в революцию и в сталинские
годы? Я и искала такую квартиру «с историей», а когда увидела эту, то
сразу очень ее захотела - здесь нет ничего лишнего: кабинет, спальня,
Машкина комната и столовая. Кроме кукол никаких особых изысков здесь,
никакого антиквариата. Ремонт делали, когда переехали, или так все оставили? Я
в своей жизни сделала два ремонта и больше не буду. Здесь было все,
вплоть до полов из красного дерева. Даже люстра висела, не было только
мебели. Перестроек мы не делали. Дружим с соседями. Они не актеры, а
просто обеспеченные люди. Внизу немец купил этаж под офис, в доме
осталось всего 10 жилых квартир. Мы постоянно подвергаемся нападкам -
место шикарное, можно построить высотку, а у нас было буквально «три
миллиметра» до аварийного состояния. Когда я хотела переделать трубы,
мне сказали: «Лучше не трогайте, эти еще сто лет простоят, а сделаете
новые - быстро сгниют». Но после того как с южной стороны в пяти метрах
от нас начали строить высотное здание, от нас отстали. Правда, солнца у
нас теперь нет - но это «плата» за относительноеспокойствие: нас уже не
снесут - что тут теперь построишь? В вашем доме есть что-то домостроевское, может, 50-е годы... Это - «квартира из вашего детства»? Не
люблю хайтек - туда не впишутся мои куклы и тарелочки. Кабинет сделан в
старом английском стиле с кожаными креслами и диванами, большим столом
и крутящимся зеленым стулом. Когда здесь жил бывший муж, это был его
кабинет, а сейчас мы его превратили в бабушкину комнату. А я
выросла в Германии, в частном доме: отчим был журналист, и до
поступления на московский журфак я жила там. Дом раньше принадлежал
какому-то немецкому генералу, а потом был забран нашими и превращен в
корпункт. У нас был ризеншнауцер, отчим в отличие от других русских
сразу как-то принял немецкий менталитет и посадил двадцать кустов роз
на участке. Потом появились деревья, другие цветы... Наверное, там я
привыкла к домашней теплой атмосфере. Мне некомфортно чувствовать себя
рабом дорогой мебели: сюда не ходи, здесь не садись - зачем такой дом
нужен? Сколько бы у меня ни было средств, не допущу у себя такую
атмосферу. Вы строите загородный дом - это такая морока! Зачем? У вас прекрасная квартира, и от театра близко... Я
в последнее время очень много работаю и так устала, что, несмотря на
трудности, очень хочу на природу. Сейчас, конечно, это нереально.
Последние два-три года ездила в Киев сниматься и жила практически на
два города. Очень сложно - ребенок в школу здесь ходит, мама тоже
здесь. Если будет меньше работы, буду обязательно уезжать, надолго. У
меня там 23 сотки, строительства осталось на полгода - год. Крыша есть,
окна, сейчас делаю дренаж участка, у меня только семь деревьев там было
спилено по болезни. Я когда покупала участок, пришла, а там поле
нарциссов, они и сейчас пробиваются сквозь фундамент, люпинусы
растут... И стояла настоящая аллея деревьев - на этом месте был
когда-то старый, давно разрушившийся дом отдыха. А еще там подруга,
актриса нашего театра Маша Ильина рядом живет. Я ничего не загадываю,
может, вообще в другую страну уеду. Два года назад я и не предполагала,
что вообще буду что-то строить. В квартире тоже много цветов. Любите цветоводство? Раньше
не умела ухаживать за ними, а теперь, когда уезжаю, гноблю
родственников, чтобы вовремя поливали, или отдаю соседям на сохранение.
А иногда, наоборот, у них что-нибудь забираю. Например, у них стояла
пальма. А в доме курили, и она не росла и была такая зачахшая - сердце
кровью обливалось! Забрала сюда, и через месяц они ее не узнали. Как-то
хорошо здесь цветы растут... разрастаются моментально: «В этом году
капуста так и прет, так и прет!» А на кухне - видели? Соседский
запутанный, замотанный был цветок, мы его размотали, теперь под
потолком растет. Правда, тени от него такие страшные ночью, но ничего,
мы привыкли. Маша снимается в кино? В
«Марше Турецкого» снялась, в фантастическом фильме... Мы не
отказываемся от предложений, но и «истерически» к этому не относимся. В
детстве я точно знала, что хотела быть артисткой, но жизнь сложилась
так, что сделала это, только отучась три года в университете. И очень
страдала от этого. Только в студенческом театре МГУ решилась,
преодолела природную робость и пошла поступать в училище. Я потеряла
время. Надо обязательно заниматься любимой профессией. И не во взятии
«вершин» тут дело, хотя трудно, конечно, заниматься ею, их не
достигнув, - не будет тех ролей, которые хочется. Но даже в этом
положении в нашей профессии люди более счастливы, чем в какой-то другой
рутинной истории. Маша все время говорит: «У меня нет таланта, я не
пойду». А кто это знает, у кого есть талант, а у кого нет? Сейчас ей
нравится кино, говорит: «В театре не смогу вкалывать, как вы!» А я
оголтелая была в этой профессии, больная бежала на репетиции... Оголтелость
- история советского периода. Сейчас все иначе, но, может, это и лучше?
И жизнь нынешних актеров более позитивна, в ней меньше унижений? Мы
были счастливы в тот период. Я не испытывала недостатка в театральных
ролях, и это было самым важным. Но я знаю точно, что если бы этого не
было, я бы пошла делать спектакли, участвовала бы в концертах и точно
бы не сидела в буфете театра и не обсуждала, как плохо сложилась моя
творческая жизнь. Невероятная потеря времени и формы. Мы жили в театре,
делали капустники и елки для детей сотрудников. Тот период, наверное,
был самый счастливый. Сейчас настал более благополучный период по
деньгам. Я не помню, чтобы у меня когда-нибудь была депрессия или
апатия. Каждый вечер мы собирались у кого-то дома, обсуждали что-то.
Сейчас так жить невозможно, только если как хиппи - на волне протеста.
Нам было легче, потому что не было столько соблазнов и возможностей. У
нас была профессия - как хобби. Сейчас ею можно заработать, особенно
сериалами. Но есть и картины, которые дают развиваться. Мне сегодняшний
период нравится. Но тогда у нас была такая бьющая через край энергия!
Когда я играла в концерте в каком-то Мухосранске два, а не три отрывка,
- вот тогда у меня начиналась депрессия! Вы часто появляетесь в телесериалах, вам нравится эта работа или - закрыв глаза, только ради денег? Начнем
с того, что не все они так плохи. Но чаще всего это очень слабый
драматургический материал, а когда нет еще и режиссуры и ты в
одностороннем порядке вынужден придумывать все - очень устаешь. Это -
производство с любой точки зрения, и возможности поиска здесь нет.
Приезжаешь - пачка текста и десять минут. Какие напутствия даете дочке? Что самое главное, что хотели бы, чтобы она знала про эту жизнь? Не
загружаю. Видимо, генетически у нее все так. (Прим. автора: папа Маши
- актер Кирилл Козаков, соответственно, дед - легендарный Михаил
Козаков.) Я могла потратить час времени, чтобы объяснить, почему то или
иное плохо. Она не «ботанка», но кода они с классом поехали на корабле
и все пили шампанское, она не стала. Я спрашиваю: «Маша, почему?» А она
отвечает: «Но ты же мне пить не разрешаешь, меня бы совесть замучила!»
Сейчас пытается завоевать свое место под солнцем. Мне кажется, что у
нее хорошие «человеческие» задатки. Слишком много разговаривает,
постоянно заступается за одноклассников, спорит с учителями. Пытаюсь
объяснить ей, что не всегда надо бросаться на амбразуру, потому что,
когда после этого весь класс списывает на экзамене, «заметят» только
ее. У меня в детстве тоже так было: все выходили сухими из воды, а я
ловила бандитов и сдавала их в милицию, говорила - как вам не стыдно
воровать в советской стране? Они: «Девочка, ты ошиблась! Мы не крали
этот мотоцикл!» В общем, догнали их потом и поймали (подружки-то мои
сразу смылись). Мама говорит: «Ты думаешь?! Вообще, что ты делаешь? Они
же нас найдут потом и убьют!» А я ей: «Родина дороже матери!» - такой
вот был ребенок, «за справедливость». Жизнь все расставит по местам,
жесткость придет. Театр - такое место, где без жесткости не прожить! Человеческие
отношения профессии никогда не касались, никакая карьера и роли не
заменят дружбы и доверия между людьми. У меня не стоит выбор «роль или
дружба», потому что «и это пройдет и закончится», и спектакль в конце
концов снимут с репертуара, а отношений не вернешь. Такие истории у
меня бывали с режиссерами. Я продолжала потом общаться с ними, но уже
стояла стена: дружить мы уже не могли. К счастью, таких случаев было
мало. А можно вопрос о вашем отце, Юрии Яковлеве? (Мама
Алены - врач, папа - актер Юрий Васильевич Яковлев. - Прим. автора). Мы
с ним ни в чем не советовались и не общались, существовали параллельно.
Потом, когда я уже стала взрослой и состоялась как актриса, он стал
приходить на спектакли, и мы пересекались, но только как просто люди
одной профессии. Мы никогда ничего с ним не обсуждали. Наверное, он
считал, что странно было бы как-то по прошествии стольких лет начать
мною интересоваться. Папа - артист выдающийся, и по-человечески тоже,
но... не сложилось. Мы в разных мирах, сторонах и жизнях. Он с Машкой
много общается, она как раз ездила советоваться с ним недавно по поводу
творческих вещей, но это уже другая история. У меня был отчим много
лет, была другая семья, где я выросла. Вы знаете
несколько языков. Сейчас снимаетесь в русско-аргентинском «Танго
втроем» - это было одним из критериев получения роли? Немецкий
я постоянно слышала в детстве (но посольские все говорили по-русски), в
школе учила английский, в МГУ - испанский. В «Танго» на нем играла, так
что действительно пригодился. А на ломаном немецком играла немку на
радио у старшего Верника. Все в жизни должно было пригодиться. Вот
осталось только фигурное катание нереализованное. Возраст - ваш друг или враг? В
театре я начинала с комических старух, ими же и закончу, так что он мне
не страшен. Недавно в триллере «Бухта страха» у Москаленко играла
страшную ведьму. Говорю: «Не снимайте меня с правой стороны, снимайте с
левой, у меня там мягкий профиль, а справа я могу играть только
злодеек». И он снимал меня исключительно справа. И вот я увидела себя
на экране (а он до этого с восхищением говорил: «Ты такая страшная
получилась - чудо!»), посмотрела: глубокие морщины, волосы в разные
стороны.... Чуть не умерла! Москаленко утешает: «Ну что ты, - говорит,
- гламур да гламур. Надоело уже, а такой тебя еще никто не видел!» А
моя подружка Танька добавляет: «А чего ты расстраиваешься? Так вот
теперь и будем играть: я - постаревшую Белоснежку, а ты - Круэллу из
«Далматинцев». Никуда от характерных ролей не денешься, ну пять, ну
десять лет еще красавиц поиграть можно. За год восемь мам сыграла! И
говорю подругам: «Девочки, а чего расстраиваться, через 5 лет вообще
бабушек играть будем!» 26.09.2007 Текст: Мария Анисимова Фото: Геворг Маркосян Прически и макияж: Ирина Афанасьева
Источник: http://www.wsmagazine.ru/1_10_114 |