Вторник, 26.11.2024, 18:34
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи и интервью [27]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт театра Сатиры
  • Сайт театра МодернЪ
  • Голосование на РУСКИНО
  • Алена Юрьевна на сайте Кино-Театр
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Пресса
    Главная » Статьи » Статьи и интервью

    Две больших «любови» - куклы и цветы

    В квартире актрисы Алены Яковлевой (46) живут... куклы. Эльфы, дамы, клоуны и ведьмы теснятся в шкафу, прячутся за голубыми «маркизами» на подоконниках.

    Алена, откуда пришли к вам эти сказочные герои?

    Первую куклу мне подарила моя подруга. Она была уникальна, из хрупкого фарфора, и я тогда впервые увидела, как бережно их упаковывают, - она была пересыпана какими-то белыми шариками, которые забиваются во все уголки, чтобы кукла не повредилась при перевозке. Подруга сказала, что это - Катерина Ивановна, которую я играю в театре «Модерн». Я пришла в состояние полной эйфории от подарка и с тех пор просто «заболела» этой историей. Коллеги сказали: «Ну все, Алена, мы теперь знаем, что тебе надо дарить!» Спартак Васильевич Мишулин, покойный, решил почему-то, что мне надо дарить обязательно даму с собачкой, и у меня теперь есть две совершенно одинаковые дамы - белая и черная. Они и стоят рядом в шкафу. Юра Васильев сначала ангелов все дарил, а потом перешел на русскую бронзу, статуэтки, животных... В городах, куда приезжаю на гастроли, мне тоже теперь дарят такие подарки. Недавно, например, в Новосибирске от губернатора вручили большого ангела. А потом мы подружились с Алиной Вентель, художницей, которая делает портретные куклы в человеческий рост, начиная с Миронова, Захарова, Янковского и Фаины Раневской и заканчивая царской семьей - куклами, и я начала покупать авторские работы на выставках. Но и от безделушек, привезенных из поездок, не отказалась: в них тоже есть свой смысл и очарование. Привезла из Америки большущую тряпичную негритянку, дешевую, купленную на авто­заправке, - но как она нас выручила!  Мы спали на ней всей труппой, когда задерживался рейс. Смотрю и вспоминаю... А в Америке мы как-то шли с подругой, Машей Ильиной, по Бродвею и вдруг увидели в магазине две маски - женские лица. Она тогда репетировала Негину в «Талантах и поклонниках», а я - Лулу у Житинкина. Она купила зеленую головку в шляпе, а я - в розовых перьях. Не понимаю почему - Лулу ведь была совершенно другая. Был период эльфов, а если репетирую комедию, появляются какие-то смешные клоуны... Они у меня в доме все «по смыслу» расставлены: есть «голубая история», стоят все в голубом, или вот поставила Раневскую, а внизу парень с цветами - и как будто он ей дарит цветы.

    Вспоминается Оле-Лукойе с его зонтиком... Забавно, наверное, просыпаться в такой компании по утрам?

    Мама боится спать в этой комнате - ей все время кажется, что они за нами следят. И они действительно живут какой-то своей жизнью - кого-то могут туда взять и не принять в компанию... У меня был французский эльф, и он все время оставался один - ну не нужна была ему компания, - ни с чем не сочетался! И это его сгубило - в конце концов я его разбила.

    А если не нравится то, что подарили?

    Так те, кто дарит, уже знают, что мне надо что-то этакое придумать, а не просто пойти в магазин и купить куклу. Например, гример в театре подкидывает просто потрясающие раритеты: из какого-то сундука она выкопала целлулоидную куклу, потом вязаную девочку с одним глазом. Смею думать, что люди делают все это от чистого сердца.

    Тогда почему такие странные у вас меховые игрушки? Какие-то они... не вписывающиеся в гламурную атмосферу коллекции - монстры, попросту говоря!

    О, это подарки моего бывшего мужа! Он иногда встречается с Машкой (дочкой. - Прим. ред.) и передает мне их. Вот недавно - эту ужасную девушку, что на диване, с закрытыми глазами, в морщинах, очках и шляпке - не знаю, может, намекает, что я такой стала или что дальше собственного носа не вижу - не разглядела его, такого хорошего. В общем - странный вкус! Нравятся человеку монстры. (Прим. автора: на столике лежит ежик с длинной гоблинской мордой и весь в ракушках. А рядом с ним вообще что-то ужасное, грязного серо-красноватого цвета.) Мама: Я давно говорю, что это надо выбросить, - посмотрите, это же просто утопленник какой-то и тоже без глаз - ужас!

    Алена, а правда, почему вы все это у себя держите?

    Пусть будут - человек же старался, выбирал... для меня. У него и раньше были странные какие-то проявления любви. Когда-то мы серьезно поссорились, а потом он звонит и говорит: «Посмотри в окно!» Смотрю, а там щит: «Все равно люблю» и моя фотография... Коллеги и друзья говорили: «Но это ж так здорово! Наверное, он действительно тебя так любит!» А я считаю, что любовь не может быть столь помпезна и напоказ, ее проявления в другом чем-то...

    За окнами - старая Москва, в окна «лезут» карнизы соседних домов. Вы хотели жить в старом центре?

    Я долго жила на Маяковке, там окна выходили на Садовое, и от летней жары мы там сходили с ума, да и шумно было... Здесь была раньше коммуналка - дом 1903 года, лестницы кованые остались от того времени, лифт. Была забавная история: мне позвонила какая-то женщина и рассказала, что, оказывается, в этой квартире жил Кащенко (это действительно так, мы проверяли) и «кажется, здесь у него повесился внук». А еще здесь жила оперная певица, и «кажется, она тоже удавилась». Я говорю: «Ну, спасибо вам, утешили!» Оказалось, что она сама здесь жила когда-то, в гардеробной комнате без окон.... Но вообще здесь действительно что-то происходит: кошка прыгает на стены, орет и неожиданно начинает носиться.

    Так, может, это - просто весна у нее?

    Нет, весну мы ей давно ликвидировали! Считается, что когда в доме живут духи, они котов выбрасывают из окон, а если коты их побеждают, то с ними ничего не случается. Вот, наша пока в порядке, жива. Представляете, сколько здесь судеб было в революцию и в сталинские годы? Я и искала такую квартиру «с историей», а когда увидела эту, то сразу очень ее захотела - здесь нет ничего лишнего: кабинет, спальня, Машкина комната и столовая. Кроме кукол никаких особых изысков здесь, никакого антиквариата.

    Ремонт делали, когда переехали, или так все оставили?

    Я в своей жизни сделала два ремонта и больше не буду. Здесь было все, вплоть до полов из красного дерева. Даже люстра висела, не было только мебели. Перестроек мы не делали. Дружим с соседями. Они не актеры, а просто обеспеченные люди. Внизу немец купил этаж под офис, в доме осталось всего 10 жилых квартир. Мы постоянно подвергаемся нападкам - место шикарное, можно построить высотку, а у нас было буквально «три миллиметра» до аварийного состояния. Когда я хотела переделать трубы, мне сказали: «Лучше не трогайте, эти еще сто лет простоят, а сделаете новые - быстро сгниют». Но после того как с южной стороны в пяти метрах от нас начали строить высотное здание, от нас отстали. Правда, солнца у нас теперь нет - но это «плата» за относительноеспокойствие: нас уже не снесут - что тут теперь построишь?

    В вашем доме есть что-то домостроевское, может, 50-е годы... Это - «квартира из вашего детства»?

    Не люблю хайтек - туда не впишутся мои куклы и тарелочки. Кабинет сделан в старом английском стиле с кожаными креслами и диванами, большим столом и крутящимся зеленым стулом. Когда здесь жил бывший муж, это был его кабинет, а сейчас мы его превратили в бабушкину комнату.
    А я выросла в Германии, в частном доме: отчим был журналист, и до поступления на московский журфак я жила там. Дом раньше принадлежал какому-то немецкому генералу, а потом был забран нашими и превращен в корпункт. У нас был ризеншнауцер, отчим в отличие от других русских сразу как-то принял немецкий менталитет и посадил двадцать кустов роз на участке. Потом появились деревья, другие цветы... Наверное, там я привыкла к домашней теплой атмосфере. Мне некомфортно чувствовать себя рабом дорогой мебели: сюда не ходи, здесь не садись - зачем такой дом нужен? Сколько бы у меня ни было средств, не допущу у себя такую атмосферу.

    Вы строите загородный дом - это такая морока! Зачем? У вас прекрасная квартира, и от театра близко...

    Я в последнее время очень много работаю и так устала, что, несмотря на трудности, очень хочу на природу. Сейчас, конечно, это нереально. Последние два-три года ездила в Киев сниматься и жила практически на два города. Очень сложно - ребенок в школу здесь ходит, мама тоже здесь. Если будет меньше работы, буду обязательно уезжать, надолго.
    У меня там 23 сотки, строительства осталось на полгода - год. Крыша есть, окна, сейчас делаю дренаж участка, у меня только семь деревьев там было спилено по болезни. Я когда покупала участок, пришла, а там поле нарциссов, они и сейчас пробиваются сквозь фундамент, люпинусы растут... И стояла настоящая аллея деревьев - на этом месте был когда-то старый, давно разрушившийся дом отдыха. А еще там подруга, актриса нашего театра Маша Ильина рядом живет. Я ничего не загадываю, может, вообще в другую страну уеду. Два года назад я и не предполагала, что вообще буду что-то строить.

    В квартире тоже много цветов. Любите цветоводство?

    Раньше не умела ухаживать за ними, а теперь, когда уезжаю, гноблю родственников, чтобы вовремя поливали, или отдаю соседям на сохранение. А иногда, наоборот, у них что-нибудь забираю. Например, у них стояла пальма. А в доме курили, и она не росла и была такая зачахшая - сердце кровью обливалось! Забрала сюда, и через месяц они ее не узнали. Как-то хорошо здесь цветы растут... разрастаются моментально: «В этом году капуста так и прет, так и прет!» А на кухне - видели? Соседский запутанный, замотанный был цветок, мы его размотали, теперь под потолком растет. Правда, тени от него такие страшные ночью, но ничего, мы привыкли.

    Маша снимается в кино?

    В «Марше Турецкого» снялась, в фантастическом фильме... Мы не отказываемся от предложений, но и «истерически» к этому не относимся. В детстве я точно знала, что хотела быть артисткой, но жизнь сложилась так, что сделала это, только отучась три года в университете. И очень страдала от этого. Только в студенческом театре МГУ решилась, преодолела природную робость и пошла поступать в училище. Я потеряла время. Надо обязательно заниматься любимой профессией. И не во взятии «вершин» тут дело, хотя трудно, конечно, заниматься ею, их не достигнув, - не будет тех ролей, которые хочется. Но даже в этом положении в нашей профессии люди более счастливы, чем в какой-то другой рутинной истории. Маша все время говорит: «У меня нет таланта, я не пойду». А кто это знает, у кого есть талант, а у кого нет? Сейчас ей нравится кино, говорит: «В театре не смогу вкалывать, как вы!» А я оголтелая была в этой профессии, больная бежала на репетиции...

    Оголтелость - история советского периода. Сейчас все иначе, но, может, это и лучше? И жизнь нынешних актеров более позитивна, в ней меньше унижений?

    Мы были счастливы в тот период. Я не испытывала недостатка в театральных ролях, и это было самым важным. Но я знаю точно, что если бы этого не было, я бы пошла делать спектакли, участвовала бы в концертах и точно бы не сидела в буфете театра и не обсуждала, как плохо сложилась моя творческая жизнь. Невероятная потеря времени и формы. Мы жили в театре, делали капустники и елки для детей сотрудников. Тот период, наверное, был самый счастливый. Сейчас настал более благополучный период по деньгам. Я не помню, чтобы у меня когда-нибудь была депрессия или апатия. Каждый вечер мы собирались у кого-то дома, обсуждали что-то. Сейчас так жить невозможно, только если как хиппи - на волне протеста. Нам было легче, потому что не было столько соблазнов и возможностей. У нас была профессия - как хобби. Сейчас ею можно заработать, особенно сериалами. Но есть и картины, которые дают развиваться. Мне сегодняшний период нравится. Но тогда у нас была такая бьющая через край энергия! Когда я играла в концерте в каком-то Мухосранске два, а не три отрывка, - вот тогда у меня начиналась депрессия!

    Вы часто появляетесь в телесериалах, вам нравится эта работа или - закрыв глаза, только ради денег?

    Начнем с того, что не все они так плохи. Но чаще всего это очень слабый драматургический материал, а когда нет еще и режиссуры и ты в одностороннем порядке вынужден придумывать все - очень устаешь. Это - производство с любой точки зрения, и возможности поиска здесь нет. Приезжаешь  - пачка текста и десять минут.

    Какие напутствия даете дочке? Что самое главное, что хотели бы, чтобы она знала про эту жизнь?

    Не загружаю. Видимо, генетически у нее все так. (Прим. автора:  папа Маши - актер Кирилл Козаков, соответственно, дед - легендарный Михаил Козаков.) Я могла потратить час времени, чтобы объяснить, почему то или иное плохо. Она не «ботанка», но кода они с классом поехали на корабле и все пили шампанское, она не стала. Я спрашиваю: «Маша, почему?» А она отвечает: «Но ты же мне пить не разрешаешь, меня бы совесть замучила!» Сейчас пытается завоевать свое место под солнцем. Мне кажется, что у нее хорошие «человеческие» задатки. Слишком много разговаривает, постоянно заступается за одноклассников, спорит с учителями. Пытаюсь объяснить ей, что не всегда надо бросаться на амбразуру, потому что, когда после этого весь класс списывает на экзамене, «заметят» только ее. У меня в детстве тоже так было: все выходили сухими из воды, а я ловила бандитов и сдавала их в милицию, говорила - как вам не стыдно воровать в советской стране? Они: «Девочка, ты ошиблась! Мы не крали этот мотоцикл!» В общем, догнали их потом и поймали (подружки-то мои сразу смылись). Мама говорит: «Ты думаешь?! Вообще, что ты делаешь? Они же нас найдут потом и убьют!» А я ей: «Родина дороже матери!» - такой вот был ребенок, «за справедливость». Жизнь все расставит по местам, жесткость придет.

    Театр - такое место, где без жесткости не прожить!

    Человеческие отношения профессии никогда не касались, никакая карьера и роли не заменят дружбы и доверия между людьми. У меня не стоит выбор «роль или дружба», потому что «и это пройдет и закончится», и спектакль в конце концов снимут с репертуара, а отношений не вернешь. Такие истории у меня бывали с режиссерами. Я продолжала потом общаться с ними, но уже стояла стена: дружить мы уже не могли. К счастью, таких случаев было мало.

    А можно вопрос о вашем отце, Юрии Яковлеве?

    (Мама Алены - врач, папа - актер Юрий Васильевич Яковлев. - Прим. автора). Мы с ним ни в чем не советовались и не общались, существовали параллельно. Потом, когда я уже стала взрослой и состоялась как актриса, он стал приходить на спектакли, и мы пересекались, но только как просто люди одной профессии. Мы никогда ничего с ним не обсуждали. Наверное, он считал, что странно было бы как-то по прошествии стольких лет начать мною интересоваться. Папа - артист выдающийся, и по-человечески тоже, но... не сложилось. Мы в разных мирах, сторонах и жизнях. Он с Машкой много общается, она как раз ездила советоваться с ним недавно по поводу творческих вещей, но это уже другая история. У меня был отчим много лет, была другая семья, где я выросла.

    Вы знаете несколько языков. Сейчас снимаетесь в русско-аргентинском «Танго втроем» - это было ­одним из критериев получения роли?

    Немецкий я постоянно слышала в детстве (но посольские все говорили по-русски), в школе учила английский, в МГУ - испанский. В «Танго» на нем играла, так что действительно пригодился. А на ломаном немецком играла немку на радио у старшего Верника. Все в жизни должно было пригодиться. Вот осталось только фигурное катание нереализованное.

    Возраст - ваш друг или враг?

    В театре я начинала с комических старух, ими же и закончу, так что он мне не страшен. Недавно в триллере «Бухта страха» у Москаленко играла страшную ведьму. Говорю: «Не снимайте меня с правой стороны, снимайте с левой, у меня там мягкий профиль, а справа я могу играть только злодеек». И он снимал меня исключительно справа. И вот я увидела себя на экране (а он до этого с восхищением говорил: «Ты такая страшная получилась - чудо!»), посмотрела: глубокие морщины, волосы в разные стороны.... Чуть не умерла! Москаленко утешает: «Ну что ты, - говорит, - гламур да гламур. Надоело уже, а такой тебя еще никто не видел!» А моя подружка Танька добавляет: «А чего ты расстраиваешься? Так вот теперь и будем играть: я - постаревшую Белоснежку, а ты  - Круэллу из «Далматинцев». Никуда от характерных ролей не денешься, ну пять, ну десять лет еще красавиц поиграть можно. За год восемь мам сыграла! И говорю подругам: «Девочки, а чего расстраиваться, через 5 лет вообще бабушек играть будем!»

     26.09.2007
    Текст: Мария Анисимова
    Фото: Геворг Маркосян
    Прически и макияж: Ирина Афанасьева


    Источник: http://www.wsmagazine.ru/1_10_114
    Категория: Статьи и интервью | Добавил: Svetlana_Asanova (26.11.2007) | Автор: Мария Анисимова (Женские секреты)
    Просмотров: 861 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024