Я не удивилась, когда, поступив в "Щуку", среди студентов снова увидела его. К
тому времени я уже знала обо всем и, ловя на себе внимательный взгляд
Леши, думала, что и для него прошлое перестало быть тайной. Но я
ошибалась... Однажды он подошел к моему приятелю и сказал: "Мне
очень нравится Алена. Прошу, познакомь". Мой приятель "Леша, это же
твоя сестра!" Согласитесь, наша история чем-то похожа на индийское кино
- брат, не зная, что перед ним сводная сестра, влюбляется в нее, а все
потому, что вокруг - сплошные семейные тайны, рвущие душу страсти и
трагические развязки. Просто "Зита и Гита"! Мы с Лешей росли в
соседних домах и учились рядом. Не знаю, щадили нас таким образом
родители или не хотели усугублять и без того непростую ситуацию, но
разговоров на эту больную тему они не заводили. Самое смешное и
обидное, узнав, что приглянувшаяся студентка - его сестра по отцу, Леша
стал меня сторониться, даже избегать. Я не выдержала первой и подошла к
нему: "Леш, мы ведь не виноваты в том, что случилось! Родители
родителями, а мы тут при чем?" С тех пор и подружились. Знакомство
моих родителей было очень романтическим. Жених 20-летней Киры
Мачульской, солидный ленинградский режиссер, в один прекрасный день на
свою беду пригласил невесту в Дом актера. К этому времени моя мама,
несмотря на молодость, уже имела некий опыт семейной жизни. Она вышла
замуж в 17 лет, студенткой, за будущего академика Лопухина и сразу же
уехала с ним в Болгарию, куда его пригласили бальзамировать тело вождя
Георгия Димитрова. В Софии за ней стал ухаживать сын первого секретаря
ЦК Болгарии. Не знаю, по этой или иной причине, но когда мама вернулась
с мужем в Москву, они очень скоро расстались. Так вот, вечер в
Доме актера: повсюду маститые кинематографисты и подающая надежды
молодежь. В толпе маме кто-то показал тогда еще никому не известного
актера Юру Яковлева. Кстати, будущая знаменитость провалился на
экзамене во ВГИК "Вы совершенно нефотогеничны!". А Этуш в "Щуке"
проводил его словами: "Идите, молодой человек, идите! Вас ждут заводы".
Лишь Мансурова пожалела Яковлева и взяла к себе на курс. Папа был
настолько застенчивым, что явно терялся в толпе ярких и раскованных
абитуриентов. Но тем не менее робкий юноша умудрился увести девушку у
известного кинематографиста! А произошло это буквально после второй
встречи с мамой. В Концертном зале им. П. И. Чайковского они случайно
встретились... глазами. Яковлев стал подавать знаки: мол, жду у пятой
колонны. Мама из-за чьей-то спины сигналила: "Хорошо, поняла!" Внезапно
вспыхнувший бурный роман разрушил мамины матримониальные планы:
маститому было отказано, чемоданы распакованы. "О Ленинграде не может
быть и речи!" - заявила решительная девушка своим обалдевшим родителям.
Юра провожал маму домой, влюбленные прятались от ледяного ветра в
подъезде, где в полуподвальной квартирке жила любимая Кира, пока их
наконец не застукала моя бабушка. Вначале она пыталась отговорить дочь,
а потом махнула рукой: "Ну все - хватит! Женитесь". Молодые поселились
в комнатке маминых родителей за шкафом. В нашей семье долго
рассказывали анекдот, как в первую брачную ночь молодоженов бабушка
кричала дедушке: "Боже мой! Что он делает с нашей девочкой! Я так и
знала, что этим кончится". Моя бабушка, Елена Михайловна, когда-то
училась с Гоголевой, обожала театр, особенно актеров, и вскоре зять
стал ее любимчиком. - И сколько лет длился брак ваших родителей?
- Шесть. Начало их любви было почти сразу же омрачено
серьезной болезнью мамы. Она, как выяснилось, уже давно болела
туберкулезом и срочно должна была ехать куда-то на юг, в санаторий,
лечиться. С мамой отправился и папа: не боясь заразиться, спал рядом на
какой- то кушеточке и самоотверженно ухаживал за ней, обертывая на ночь
капустными листьями. Конечно, жилось им трудно, но на это как-то
не обращали внимания - тогда так жили все. Очень скоро папа стал
сниматься в кино, его приняли в труппу Вахтанговского театра. Работа в
фильме "Идиот", принесшая ему безумную популярность, состоялась, когда
он как раз был женат на маме. Жить стало полегче, родители даже купили
машину... - Поговаривали, что Яковлев так вжился в роль Мышкина, что сам душевно заболел. Это правда?
- Ничего подобного! Выдумки. Просто он был настолько похож на
князя Мышкина, что ему приписали и болезнь героя Достоевского. Очень
трепетный, напрочь лишенный нахрапистости и наглости, он был невероятно
талантлив. На него невозможно было обижаться, настолько он был нежным и
ранимым. Хотя в силу сложных семейных обстоятельств я не очень хорошо
его знаю, но мне кажется, что папа всегда жил в каком-то своем мире. Он
часто о себе говорил: "Я - в другом измерении". Юрий Васильевич очень
любил маму, и они были действительно красивой парой, но, возможно,
где-то они не совпадали, ведь у мамы была совсем другая профессия -
врач. А папа, будучи человеком мягким, легко поддавался чужому влиянию,
и женщины, если задавались целью его завоевать, всегда своего
добивались. Но при этом отец никогда не был бабником - я это утверждаю,
несмотря на его многочисленные браки и детей от разных жен. Инициатива,
повторяю, шла только от них, не от него. Папа пропадал в театре,
жил ролями, был востребован в кино. После "Идиота" на него обрушилась
поистине всенародная слава. Да и в Вахтанговском театре ему стали
доверять заметные роли. В спектакле "Дамы и гусары" его партнершей
стала Екатерина Райкина, дочь Аркадия Исааковича. О них заговорили с
восторгом. Вначале как об удачном актерском дуэте, потом как о просто
красивой паре. Может, это всеобщее внимание и сыграло свою роковую
роль... До мамы стали доходить кое-какие слухи, а вскоре она узнала,
что Катя от Юры ждет ребенка, причем произошло это в тот момент, когда
она сама была беременна мною. И тогда мама, не желая мириться с этим
обстоятельством, предложила отцу собрать чемодан. Состоялась бурная
ссора, в результате которой папе был вынесен приговор: "Развод!" -
решение мамы обжалованию не подлежало. Наверное, многие мои комплексы -
именно из-за той очень тяжелой для нее ситуации. Все мамины переживания
отразились на моем здоровье. - Почему же ваша мама, любя мужа, не боролась за него?
- Есть люди, которые не могут простить предательства. Может,
это дурацкий максимализм, а может, и жизненная позиция: "Не понимаю,
как после такого можно оставаться с этим человеком!" Думаю, будучи еще
очень молодой, мама не сомневалась, что устроит свою жизнь. В этом
можно усматривать как долю эгоизма, так и чувство самосохранения - ведь
измены могли продолжаться всю жизнь. Я ни в коем случае никого не
осуждаю - ни маму, ни отца... Прошло много лет, я совершенно спокойно
общаюсь с семьей Юрия Васильевича, с его нынешней, третьей женой и
братом Антоном. С другим братом, Лешей, мы регулярно перезваниваемся.
Его мама, Екатерина Аркадьевна, недавно подарила мне на день рождения
шкатулку. С годами к нам приходит мудрость и уходят обиды. Когда
мне исполнилось восемь лет, мама вышла замуж за Николая Иванова,
известного журналиста-международника. С настоящим папой я встречалась
крайне редко. - Юрий Васильевич сам не проявлял интереса к дочери или мама запрещала ему видеться с вами?
- Она ни разу в жизни не сказала плохо об отце, но так
сложилось, что я выросла вне его внимания. Юрий Васильевич заезжал к
нам нечасто - наверное, потому что у него всегда была семья: вначале
одна, потом другая... Через полгода после моего появления на свет у
Кати с папой родился Алеша. Заботы, хлопоты... Не думаю, что он не
хотел меня видеть, видимо, есть просто отцы, а есть сумасшедшие отцы.
Так вот он не из числа последних. Помню случалось, отец мог пообещать
проведать меня и не прийти. Через три года папа, уйдя от Кати, вновь
женился, и спустя девять лет у него родился Антон. А мы с отчимом к
тому времени уехали в Германию. - А вопросы окружающих по поводу известной фамилии вас не допекали?
- Я не очень связывала фамилию известного артиста с собой, но
не скажу, что не переживала. Когда за моей спиной шептались: "Смотри,
вон дочка Яковлева!", я всегда испытывала дискомфорт. Сама я
отцовской фамилией ни когда не пользовалась. Лишь однажды что
называется, "проэксплуатировала известное лицо", когда у моей дочки
Машки разыгрался страшный отит. Заболела она в воскресенье, все
поликлиники, как назло, закрыты, и я позвонила папе. Он тотчас же
откликнулся. В больнице, куда мы привезли Машу, все врачи увидев
Яковлева, забегали, засуетились. Когда же мы с мамой и отчимом
уехали в Германию, я стала еще более закомплексованной. Расскажу одну
забавную историю, которая случилась в Берлине. Было мне лет 16, я
стояла у витрины магазина - длинный очкарик, абсолютно без каких-либо
вторичных половых признаков, с болтающимися ниже колен руками, в
школьной форме, жевала жвачку и рассматривала мечту всех девчонок -
куклу Барби. Мимо в машине проехали мама с отчимом. Мама, не признав в
долговязой девчонке родную дочь, проводила взглядом мою худющую фигурку
и вздохнула от жалости: "Несчастные родители! Такая страшненькая, боже
мой!" Сейчас, конечно, мама говорит, что всегда была уверена в моем
неминуемом превращении в красавицу ("А тебе и не в кого было быть
уродиной!"), но я-то отлично помню ощущение собственной неполноценности. - Интересно, как же вы с такими жуткими комплексами оказались в водовороте жизни московской богемы?
- Не без помощи однокурсницы по МГУ Алены Сетунской - ныне
Алены Зандер, жены преуспевающего голливудского продюсера. Ее папа -
Виктор Сетунский, знаменитый в ту пору корреспондент ТАСС в Америке, а
отчим - известный детский писатель Анатолий Алексин. После школы я,
конечно, мечтала о театре, по ночам даже плакала, но по совету
родителей покорно отправилась на журфак. С МГУ меня примирило то, что
там существовал знаменитый Студенческий театр. Так вот, на первом
курсе мы сдружились с Аленой, попав в одну группу испанского языка.
Непонятно, что нас сблизило, ведь мы совершенно разные - по характеру,
по отношению к мужчинам, жизни, деньгам. Пожалуй, роднило нас лишь то,
что обе были страшными хулиганками и известными динамистками":
назначали в день по 50 свиданий и не приходили ни на одно! Среди наших
поклонников столько известных сейчас людей, что порой, глядя в
телевизор, не успеваю ахать: "Батюшки! И этот!" - Поклонники учились с вами в МГУ?
- Не только. Зимой мы с Аленой ездили на каток, и там сразу
же находилась пара кавалеров, галантно предлагающих обучить девушек
кататься. В то время было совсем не страшно знакомиться на улице, и мы
этим пользовались. У корпуса журфака на Моховой скапливалось
неимоверное количество машин с молодыми людьми, ожидающими нас после
лекций. Мы, хихикая, сбегали от них "огородами". Двоих кавалеров с
младшего курса однажды заставили тащиться за нами по Тверской со
стаканчиками минералки - вода продавалась только в автоматах кафе
"Космос". Надо сказать, наша дружба никогда не омрачалась дележкой
мужчин: Тебе нравится - да забирай, пожалуйста! Алена, помню,
обожала клятвы: одного парня даже заставила есть землю в подтверждение
чувств. Но тот, кто послушно исполнял ее желания, оставался рядом с ней
лишь на неделю дольше остальных... При этом мы прекрасно
понимали: долго водить кавалера за нос рискованно, и больше трех раз на
свидания к одним и тем же поклонникам не ходили - после третьего
посещения ресторана могла неминуемо наступить расплата... Но, несмотря
на предпринимаемые меры предосторожности, в пикантные ситуации порой
все же попадали, однажды пришлось даже удирать через окно! Как- то мы
оказались в одной большой компании у Киевского вокзала. В разгар
веселья мы с Аленой, почуяв неладное, незаметно выскользнули в соседнюю
комнату, а потом выпрыгнули в окно на крыши гаражей во дворе и сбежали. - И все так вам и сходило с рук?
- Слава "динамисток" не уменьшала числа поклонников. Вокруг
нас клубились совершенно невероятные слухи, например, говорили о
каких-то тайных встречах в домах отдыха с огромным количеством молодых
людей. Но мы были настолько жизнерадостны и наивны, что только
смеялись, слушая очередную небылицу. Жизнь вокруг нас искрилась и
бурлила приключениями. Однажды 7 ноября мы с Аленой пошли гулять. По
дороге купили леденцов на палочке - красных петушков из жженого сахара
по десять копеек, Алена их обожала. Вдруг вспомнив, что ей срочно нужно
куда-то позвонить, она сунула мне петушков и побежала к автомату. Я,
нарядно одетая, стою с букетом алых леденцов и жду подругу. Подходит
женщина: "Скажите, девушка, где вы достали эту прелесть?" И вдруг я
неожиданно для себя брякаю: "Да я их продаю". - "А почем?" - "По
пятнадцать копеек". Когда Алена вернулась, она глазам своим не
поверила: всех петушков уже раскупили. И тут нас охватил непонятный
азарт! Забыв о гулянии, мы купили у оцепеневшей от счастья бабули еще
петушков и отправились с товаром в Парк культуры. Представьте, две
расфуфыренные барышни у входа торгуют сомнительного качества
сладостями: "Налетай, сегодня очень дешево!" Оттуда нас быстро прогнали
конкурентки-цыганки, но, ничуть не смутившись, мы пристроились
неподалеку и распродали своих петушков уже по двадцать копеек.
Опьяненные легким заработком, мы, забыв обо всем, поехали к Киевскому
вокзалу - самому, по нашему мнению, бойкому месту, и стали торговать
уже по полтиннику. Стояли среди спешащих, обвешанных сумками пассажиров
и горланили: "Купите петушки! Свежие петушки! Лучший подарок!" В итоге
заработали 13 рублей - по тем временам приличную сумму. Нас, конечно,
поймали, но мы заморочили головы милиционерам и были быстренько
отпущены, а на вырученные деньги купили уже целый ящик петушков и
принялись строить планы скорого сказочного обогащения. Счастливая Алена
погрузилась с драгоценным ящиком в машину и отправилась домой,
предупредив: "Завтра меняем вокзал!" Вечером, когда я ей позвонила, к
телефону подошла мама и заохала в трубку: "Алена чем-то отравилась, ей
очень плохо!" Как выяснилось, эта сладкоежка, не удержавшись, слопала
пол-ящика петушков! Однако не подумайте, что вся наша
студенческая жизнь была сплошным фейерверком. Несмотря на легкомыслие,
мы с подружкой, между прочим, получали повышенную стипендию, а я, не
забыв о своей мечте, играла в Студенческом театре, режиссером которого
тогда был Роман Виктюк. Кстати, с милицией у меня связана еще
одна история. Нашим соседом по подъезду был фокусник Арутюн Акопян - он
жил этажом ниже. Его сын Амаяк приходил на все мои детские дни рождения
и показывал гостям фокусы. Однако, несмотря на столь тесное "семейное"
общение, Акопян-старший стал меня мучить еще в школе. В шестом классе
одноклассники провожали меня в Германию: мы пили лимонад, немного
танцевали. Акопян влетел в квартиру и с порога заголосил: "Я сейчас
вызову милицию! И это дочка Яковлева!" (Соседу-фокуснику с нами явно не
повезло, если учесть, что еще и бабушка его пять раз заливала.) Он мог
заявиться в семь вечера со скандалом: "Собака лает, а остальные
каблука- ми весь день цокают, безобразие!" Когда же я подросла и в
гости стали приходить однокурсники, Акопян развернул настоящий террор.
Однажды даже написал жалобу в милицию, меня вызвали в отделение и
зарегистрировали привод. А пара приводов - и меня, между прочим,
поставили бы на учет или сослали за 101-й километр. Кстати, что
такое 101-й километр, я узнала, когда в Москве проходила олимпиада. В
лето 80-го всех девушек сомнительного поведения отправляли куда
подальше, чтобы не приставали к иностранцам. Мы с Аленой
закончили тогда второй курс и работали на олимпиаде переводчиками с
испанского. Мне очень нравилось общаться с иностранцами, я сама
подходила к ним и помогала в случае затруднения с переводом. Мое
"рвение" заметили и вызвали в органы, предложив немного посотрудничать.
Прикинувшись полной дурочкой, я залепетала: "Вы знаете, я так плохо
вижу и так плохо слышу, да вдобавок всех путаю..." На факультете
журналистики я одно время вела интернациональный сектор, правда, меня
оттуда быстро выгнали, за то что вместо запланированного похода в Музей
Советской армии я повела иностранцев в ресторан: "Ну что там смотреть,
пошли лучше музыку послушаем!" Однако до моего изгнания мы с Аленой
успели устроить для иностранных студентов вечер "Русский чай". По моему
режиссерскому замыслу мы танцевали украинский гопак, причем я
загримировалась под мальчика, нарисовав себе усищи, а вокруг меня плыла
лебедушкой Алена. Незабываемое событие на первом курсе - нас
отправили на картошку! Все девчонки ухитрились хорошо пристроиться:
кто-то на кухне при продуктах, Алена вызвалась мыть туалеты, а я,
единственная идиотка, вызвалась работать в поле с мальчиками. Вставала,
как рабочая лошадка, в пять утра и посиневшими от холода руками с
въевшейся грязью под ногтями собирала картошку в дырявую сетку. Один
раз ребята-международники, как "своему парню", предложили "для сугрева"
выпить с ними водки. Я, не пробовавшая до этого ничего крепче
шампанского, хлебнула из горла и... "поплыла". Дальше пошла
классика советского кино - кадры из фильма "Девчата"! Девчонки уже
отдыхали: кто-то красил ногти, кто-то наносил маску на лицо, кто-то в
бигуди читал книжку. В комнате пахло хорошим мылом и французскими
духами. И тут в ватнике и грязных сапогах в это девичье теплое
гнездышко вваливаюсь я. Все брезгливо замахали руками: "Куда, куда?" Я
же, слегка покачиваясь, требую: "Дайте три рубля, нужно опохмелиться". - Говорят, вы оказались чуть ли не участницей побега Алены за границу?
- Первый раз Алена вышла замуж на третьем курсе. Как-то
случайно в фойе театра "Ленком" мы познакомились с двумя молодыми
людьми. Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять: перед нами
- яркие представители "золотой молодежи". Действительно, один из них
оказался сыном известного журналиста-международника Томаса
Колесниченко, и Алена очень быстро собралась за него замуж. Не знаю,
может, я ее как подруга ревновала, но мне казалось, что не по большой
любви. Алену всегда волновал богатый антураж подвенечное платье от
Диора, роскошный банкет в ресторане, муж из определенного круга. Все ее
мечты исполнились: сумасшедшая свадьба в Доме актера, подвенечный наряд
из Парижа, именитые гости... Но развелась она быстро. Спустя
время в Алениной жизни появился Карен Шахназаров. Казалось бы, все
складывалось так удачно: муж - знаменитый режиссер, известная семья,
рождение очаровательной дочки. Но через некоторое время у Алены с
Кареном начались проблемы. Правда, теперь мы с подружкой общались не
так тесно, как раньше: в моей жизни появился театр. На третьем курсе,
не сказав никому о своих планах, я решила поступать в театральный. С
помощью приятеля-аспиранта выкрала свой аттестат из МГУ, сдала экзамены
в Вахтанговское училище и оказалась в двух вузах. Кстати, когда
написала в анкете: "Отец - народный артист Юрий Яковлев", вся приемная
комиссия удивилась: а что, у Юрия Васильевича есть дочь? Училась так
два года, получая две стипендии, и никто ничего не подозревал! А когда
наконец призналась, в МГУ меня перевели на заочный. Так я закончила два
вуза. Как-то мы собрались к гадалке - Алена как раз вернулась из
Америки. "У меня есть знакомая цыганка, давай завтра к ней сходим, мне
очень нужно кое-что узнать..." - предложила Алена. Я сразу же поняла: у
нее что-то наметилось в Америке. И вдруг в день похода к гадалке Алена
пропала. Звоню на работу - ее нет, нет и дома. Но главное, что меня
крайне озадачило: никто не говорит, где она, на все вопросы отвечают
уклончиво. Алена даже начала мне сниться. Как-то прихожу в Дом
кино, вдруг дорогу мне преграждает Карен и угрожающе шепчет: "Где моя
жена?" Оказывается, Алена, воспользовавшись его отсутствием, сбежала с
ребенком под мышкой, оставив лишь краткую записку: "Я уехала в
Америку". Все попытки Шахназарова найти жену кончились ничем. Кто-то
видел ее в Каннах, кто-то - в Лос-Анджелесе... Спустя годы, широко
улыбаясь и почему-то говоря с акцентом, моя подруга вдруг появилась на
экранах наших телевизоров в роли ведущей программы "Звезды Америки". От
кого-то я узнала, что Алена снова вышла замуж и устроилась так, как всю
жизнь и мечтала. Эту передачу сделал для нее муж, голливудский продюсер
Зандер. Потом я через знакомых получила от нее подарок - какие-то
велосипедные штаны и письмо без обратного адреса. Меня, помню, это
очень обидело. Наверное, Алена боялась, что Карен от меня узнает, где
она находится, и приедет за дочкой. Почему-то запомнилась фраза: "Сижу
на берегу океана и ловлю последний ультрафиолет". А в конце письма так,
между прочим, Алена добавила: "Кстати, до меня дошли слухи, что у тебя
роман с моим мужем". Я просто опешила: это же полный бред! Может, ей
доложили, что когда Шахназаров ставил фильм "Американская дочь" по
истории своей жизни, его ассистенты приглашали меня попробоваться на
роль жены, сбежавшей с ребенком? Но я даже на пробы не ездила. (Эту
роль в итоге сыграла Маша Шукшина.) Потом у меня с Кареном была
еще одна непростая встреча. Он очень хотел найти дочь и все время
задавал вопросы с пристрастием, очевидно полагая, что я в курсе
произошедшего и покрываю Алену. Я честно отвечала, что ничего не знаю,
но Карен, так и не поверив, в итоге перестал со мной общаться. Подругу
я тоже потеряла... - А как вы попали в Театр Сатиры?
- После окончания "Щуки" пришла показываться главному
режиссеру Плучеку. Мне сразу дали эпизод в спектакле "Бремя решений".
Меня запомнили как актрису с пышными формами, вот и пригласили на роль
Мерлин Монро. Когда я пришла на репетицию, Плучек расстроился: "А что
это ты так похудела?" На самом деле на показе мой великолепный бюст был
ловко сконструирован из колготок - это известный актерский трюк. Часто
вспоминаю рассказ Веры Васильевой о том, как она в "Сказании о земле
сибирской" творила из себя с помощью чулок пышногрудую сибирячку. Даром
что ли Сталин обратил на нее внимание! - Вы как-то обмолвились о дружбе со Спартаком Мишулииым...
- С Мишулиным у меня связано много интересных историй. Он -
уникальная личность, с таким количеством баек о себе самом, что многие
порой теряются, не зная, где правда. То он родился из пробирки, то
является внебрачным сыном писателя Фадеева, то перед вами -
авторитетный цыганский барон. Когда я пришла в театр, Плучек
сразу меня предупредил: "Алена, будь осторожна! У нас тут столько
красавцев!" Я, скромно потупив глаза, ответила: "У меня на первом месте
искусство!" Самое смешное, что в театре все были уверены, что у
нас с Мишулиным роман. Думаю, эти слухи поползли после гастролей театра
в Прибалтике. В моем номере сломался телевизор, а очень хоте- лось
посмотреть фильм с участием одной подруги. В халате и с вязаньем в
руках я постучалась в номер к Мишулину: "Спартак Васильевич, можно я у
вас телевизор посмотрю?" Он как раз собирался на спектакль: "Будешь
уходить, захлопни дверь!" Когда я вышла от него, у открывшихся дверей
лифта нос к носу столкнулась с женой Плучека Зинаидой Павловной. От
такого "стриптиза" она остолбенела и после этого случая, как ей ни
доказывали, что мы просто дружим, ни в какую не верила, еще и Валентина
Николаевича убедила: у Яковлевой со Спартаком роман! Режиссер часто
меня корил и прорабатывал: "Как ты могла" Я устала оправдываться и
плюнула: "Да думайте что хотите! - Но ведь романы в театре действительно часто случаются...
- Ольга Александровна Аросева недаром как-то заметила: "Театр жив тогда, когда в нем есть романы!" Одну
историю у нас рассказывают как легенду Театра Сатиры. В каком-то
городе, поселившись в гостинице, гастролеры долго не могли угомониться
и всю ночь ходили друг к другу в гости, так что к утру уже запутались,
в каком номере кто остановился. Пожилая горничная, не выдержав,
воскликнула: "Господи! А семьи-то у вас есть?" Сейчас, к сожалению,
этой ауры влюбленности в театре уже нет... Михаил Михайлович
Державин который всегда называет меня родственницей, как-то на одной
передаче поставил ведущего в тупик, задав каверзный вопрос: "В каком
родстве находятся Козаков и Державин?" Все были в недоумении. "Его
внучка является дочкой первой дочери бывшего второго мужа первой бывшей
жены Державина", - расшифровал он свой ребус. Как-то коллеги
подшутили и надо мной. Позвонили домой и предложили: "Не хотите ли
сняться в роли женщины легкого поведения в новом фильме "Антология "?
"А что мне надо там делать?" - растерялась я. "Ничего особенного, -
"успокоила" ассистентка. - Вашим партнером будет Ширвиндт". В окошечке
студии Горького, где выдавали пропуска, очень удивились: "Что-что?
Какая еще антология?.." Когда я, пометавшись по студии, приехала в
театр, тут же встретила своего будущего "партнера" Ширвиндта. Он долго
смотрел на меня, пока я рассказывала о своих мытарствах, потом сказал:
"Идиотка!", галантно поцеловал руку и добавил: "Хорошо, что не на
Свердловскую студию послали". - Какие отношения у вас сложились с Андреем Мироновым ?
- Я пришла в театр за два года до его смерти, и Миронов сразу
же взял меня в свой последний режиссерский спектакль "Тени" по
Салтыкову-Щедрину. Мы успели сыграть пятнадцать спектаклей... Я,
неопытная артистка, очень боялась репетировать с ним - он ведь звезда,
кумир, к тому же на 18 лет старше. Вдобавок Андрей Александрович был
очень строг на репетициях. Он меня специально изводил, каждый раз
приговаривая на репетиции: "Нет, ее нужно заменить! Правда же, она не
очень?" И я зажималась еще больше. "Артистка Яковлева! Вы когда наконец
начнете работать?" - не унимался он. "Ну подождите, я еще не вошла в
роль!" - пыталась защититься я. "Что значит - подождите! Уже билеты все
раскуплены", - дразнил меня Миронов. В Андрея Александровича
невозможно было не влюбиться! Что я и сделала. Он любил интересных
молодых женщин и очень красиво ухаживал... У каждой складывалось
впечатление, что она для него - единственная. Уже на служебном
входе можно было безошибочно определить: Миронов в театре - пахло
хорошим одеколоном и дорогими сигаретами. Ощущение, что вошел МУЖЧИНА с
большой буквы, возникало немедленно! Даже мужчины в его присутствии
как-то подтягивались. О женщинах и говорить нечего. Как вы понимаете, я
не явилась исключением: не увлечься таким человеком было просто
невозможно. Все, что случилось в тот последний день его жизни,
так живо стоит перед глазами, что кажется, будто произошло вчера.
Играли "Фигаро", я была на сцене в роли одной из пейзанок. Перед
спектаклем привезла в Рижский театр его дочь Машу, она отдыхала с
мамой, Катей Градовой, в Юрмале. Незадолго до начала первого действия
Миронов подошел ко мне и как-то странно заговорил, вроде бы ни о чем -
спрашивал, дают ли зарплату, но какое-то предчувствие кольнуло сердце.
Я его спросила: "Андрей Александрович, почему вы такой красный?" Он
ответил: "Играл в теннис, - а потом добавил: - После спектакля я вас с
Машей отвезу в Юрмалу". Все заметили, что Миронов очень медленно играет
- время антракта, а действие на сцене продолжается. Когда он упал, в
зал крикнули: "Врача!" и дали занавес. Маша поехала с отцом в больницу,
а я отправилась к Кате. Странно, но как только я вошла, она сразу же
закричала: "Нет, только не это!" На кладбище в толпе действительно чуть
не подавили людей. Я упала в какую-то могилу, настолько велико было
столпотворение. - Да, печально... А каи снладывалась ваша личная жизнь?
- С Кириллом Мозгалевским, моим нынешним мужем, мы
познакомились на пробах передачи "Актерское купе" Кстати, меня
пригласили, спутав с "интердевочкой" - Леной Яковлевой. Именно тогда я
решила поменять имя Елена на Алену. Самое интересное, что в этом мы
совпали с Кириллом - он тоже сменил имя. Вдобавок поменял еще и дату
рождения. Как-то он мне сказал: "Если бы я этого не сделал, мы бы
никогда не встретились!" Наверное, в этом есть какая-то мистика! - А нем он был в "первой жизни"?
- Вообще-то по жизни Кирилл поэт, хотя закончил Бауманский.
Занимается и телевидением, и рекламой, и кино При первой же встрече он
поразил меня темпераментом, рассказав о себе все что водил экскурсии по
местам Цветаевой в Москве, работал звонарем в монастыре... Кирилл так
внезапно на меня напал, что я долго не могла прийти в себя от столь
резкого "захвата", но под его натиском устоять было невозможно, и вот
уже шесть лет, как мы вместе. Но при этом не могу сказать, что все у
нас безоблачно. Мы много раз расходились. Как- то, помню, очень сильно
поссорились. Наутро мне позвонил приятель: "Выгляни в окно!" Я подхожу
к окну и вижу: с рекламного щита на Садовом кольце на меня смотрит моя
огромная фотография с подписью: "Все равно люблю! Кирилл". Когда я
подошла к Театру Сатиры, то такой же портрет увидела у входа. Мужья
подруг потом подходили ко мне и жаловались: "Ну что он наделал? Нет
никаких сил - жены от зависти совсем запилили!" Кирилл очень творческий
человек. По собственному сценарию снял телефильм "Искушение Дирка
Богарта". Снимал, кстати, на собственные деньги, поэтому и так долго -
четыре года. Друзья ему привозили пленку, к тому же все актеры в фильме
снимались бесплатно. Мне досталась роль режиссера "Ночного портье"
Лилианы Кавани. Толстая, тогда еще четырехлетняя Машка сыграла девочку
из концлагеря. - Маша ваша общая дочь?
- Нет, ее отец - Кирилл Козаков, сын Михаила Козакова. Мы
познакомились на дне рождения Саши Кахуна, актера театра "Современник",
который восемь лет фактически был моим первым мужем. Как-то после
очередного вечера у Саши Кирилл пошел меня провожать, всю дорогу читал
стихи, а через несколько дней мы решили жить вместе. В день регистрации
брака у бабушки накрыли "свадебный стол": килька с картошкой. Но двум
актерам ужиться вместе очень трудно. Все-таки это был случайный брак. И
супружеская жизнь у нас с Кириллом не сложилась... После появления Маши
у нас начались ссоры, и в какой-то мо мент, взяв в охапку
четырехмесячного ребенка, я от Кирилла ушла. В детской коляске лежали
все мои вещи, рядом бежала дворняжка Буся, а на руке спала Машка. С
появлением дочери очень многое в моей жизни изменилось. Я стала другой,
более ответственной. - А своих знаменитых дедушек Маша знает ?
- Свекр Козаков-старший, как-то навещая Машу, посмотрел и
сказал: "Нет, порода, конечно, яковлевская. Но руки, руки-то наши!
Единственный ребенок, который на нас не похож". У меня дикое
количество спектаклей! Папа все время злится: "Да тебя же
эксплуатируют!" Где-то в интервью он вообще сказал, что его дочь
"затрюхана" ролями, "а мне хотелось бы, чтобы она больше внучкой
занималась". Если не нравится, как я воспитываю дочь, взял бы ребенка к
себе, сидел бы с ней постоянно! А еще лучше - удочерил бы! Он Машку
очень любит: тратит на нее нереализованные прежде отцовские чувства. - В индийских фильмах все заканчивается хорошо. Вы не обманете законы жанра, ведь правда, Алена?
- Мне надоело быть героиней слезливого сериала. Конечно,
хочется порой угомониться и сказать себе: "С этим человеком я готова
состариться!" Но... я вообще не собираюсь стареть. В моей жизни было
так много событий, что порой кажется, будто я живу уже лет сто. И тем
не менее впереди - длинная-длинная жизнь, полная встреч, приключений и
любви...
Источник: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/yakovleva/alena/index.html |