Актриса Алена Яковлева в юности хотела стать журналистом. Точнее,
этого хотели ее мама - врач и отчим - журналист-международник. Но дочь
известного артиста Юрия Яковлева так и не стала «акулой пера», она
выбрала театральные подмостки и на третьем курсе университета
«завязала» с журналистикой навсегда. Выбор был сделан правильно:
огромный список сыгранных ролей в театре и кино, внушительная толпа
почитателей и сумасшедший график работы - прямые тому свидетельства.
- Почему же вы так и не стали журналистом?
- Я оканчивала школу в Германии, поэтому не знала московской
жизни. К актерской профессии я не была готова ни морально, ни
психологически. Поступила в университет на журфак, потому что всегда
неплохо писала, и сама профессия в принципе мне нравилась, и, честно
говоря, родители настаивали. Но уже 7 сентября пошла в студенческий
театр МГУ, которым тогда руководил Роман Григорьевич Виктюк. На третьем
курсе я окончательно поняла, что хочу быть актрисой. Правда, еще целый
год продолжала учиться на двух дневных, но позже решила, что невозможно
больше разрываться между журналистикой и профессией актера, потому что
журналистика тоже требует очень много отдачи. Нужно было делать выбор,
я его и сделала.
- У вас сейчас очень плотный рабочий график: со съемочной площадки сразу в театр на спектакль. Как вы успеваете все?
- Честно говоря, я сама не знаю. У меня эти три месяца в таком
диком графике, сейчас еще и в Киеве идут съемки картины. В ноябре,
например, было 18 спектаклей. Хорошо, что так. Могло бы быть - и сидя
на диване, и страдая из-за своей несостоявшейся жизни. - Тогда в юности отец одобрил ваш выбор профессии?
- А он вообще не знал об этом. Все проходило мимо него. Первый
раз на сцене он меня увидел на третьем курсе, потому что мой педагог
Алла Александровна Казанская, великолепная актриса, сказала ему: «Иди
уже посмотри на ребенка».
- И какая у него был реакция?
- Не знаю, он приходит на спектакли, но оценки… мы как-то не
обсуждаем. Прошло столько времени. Все выросли, прошли уже свой
творческий путь, поэтому сейчас обсуждать… Он может выразить свое
мнение по тому или иному поводу, но сказать, что я веду с ним какие-то
творческие переговоры, я не могу. Не сложилось с этим.
- Ваша первая главная роль в театре?
- На большую сцену я попала в спектакль к Андрею Александровичу
Миронову «Тени» Салтыкова-Щедрина. Он мне дал главную роль, очень
трудную и сложную. Не могу сказать, что я с ней успешно справилась,
потому что тогда было мало опыта, и спектакль сыграли всего 15 раз.
Миронов - такая личность! Это сейчас все звезды великие, культовые и
знаковые. А тогда были мастера, которых сейчас днем с огнем не сыщешь.
Это счастье, что с таким человеком удалось поработать. Можно только
этим гордиться и с радостью об этом вспоминать, как об одном из лучших
периодов своей жизни.
- Это правда, что вам чаще всего доставались роли этаких стервозных женщин?
- Вы знаете, я переиграла такое огромное количество разных
ролей, начиная и с характерных в институте. Поскольку у нас был курс
героинь, красавицы все, я считалась характерной актрисой. Переиграла
всех старух, старых дев, возрастной ценз был начиная с 50 лет. Молодых
героинь я фактически не играла. Это очень помогло в дальнейшем, потому
что учатся обычно на маленьких ролях, на массовках, эпизодах. Вообще я
не могу жаловаться, в театре уже с первого года мне доставались роли
главных героинь, редкий год оказывался без премьер. После 30 лет я
стала играть роковых красавиц. Но практически никогда не играла
лирических героинь. Не думаю, что вообще это мое. Я больше предпочитаю
сильных женщин.
- Вы сейчас снимаетесь в сериале под названием «Сделка».
Говорят, что это фильм о женской дружбе. Вы сами-то в нее верите?
Многие мужчины, например, считают, что ее нет.
- Мужчины могут говорить, что хотят. Им просто не хочется в это
верить, поскольку, когда их место в какой-то степени занимает женская
дружба, они от этого страдают и начинают говорить о некоем женском
шовинизме. Например, я дружу с актрисой Татьяной Яковенко уже двадцать
лет. Были разные жизненные ситуации, и мы всегда друг друга
поддерживали, помогали. Я даже не представляю, как бы сложилась моя
жизнь, если бы рядом не было такого человека. У нее и у меня еще есть
достаточно близкие подруги. Я думаю, все зависит от ума и от характера.
Для меня человеческие отношения всегда были выше всего остального.
Никакая роль никогда не могла заставить меня испортить отношения с
человеком. Все равно это все проходит, а отношения остаются. Надо
всегда расставлять приоритеты и выбирать что-то главное в жизни. Если
это понимать, то тогда все будет так, как надо, если жить сиюминутно,
вот сейчас и все, то…
- Часто ли вам приходилось сталкиваться с подлостью, с предательством?
- Бывало. Хотя меня уже в жизни мало что удивляет. Бывали и
неприятные моменты, и неожиданные, и подлость, и предательство. Как у
всех. Я думаю, что мало кто прошел по жизни и не встретился с
негативными моментами. У нас в таком случае всегда говорят: «Ну, это в
актерскую копилку». Если человек прожил, воздушно паря над всеми
жизненными ситуациями, ему нечем играть. Я считаю, если что-то
произошло, значит, так должно было быть.
- Когда случались тяжелые моменты в жизни, как вам удавалось собрать волю в кулак, подняться и идти дальше?
- Я просто не позволяю себе падать духом, потому что при моей
профессии нельзя расслабляться, плохо выглядеть, уходить в депрессию.
Потом существуют близкие люди, которые не ждут от меня упадничества.
Все плохое настроение можно себе позволить только ночью, когда
остаешься наедине с собой. Бывают, конечно, срывы какие-то, как у всех.
Но я стараюсь сдерживаться, у меня достаточно сильный характер. - Боялись ли вы когда-нибудь потерять любовь, отношения с близким человеком?
- В определенный момент жизни я ко всему стала относиться
философски. Многое определяется, к сожалению, ни тобой. Если что-то
должно произойти, это произойдет. Как существует Бог, так и дьявол,
если человек подвержен слабостям, значит, он что-то совершит, если не
подвержен, тогда нет. Здесь вопрос выбора не мой, я никогда не
держалась ни за какие ситуации, не считаю, что это нужно. Зачем
держаться? Все равно Бог все видит. Если происходит расставание,
значит, это начало чего-то нового. Значит, этот этап закончился. Это
было накопление опыта, жизненного, творческого, актерского, личного,
какого угодно. Если человек глуп, он не делает вывода из своих ошибок.
Надо идти дальше, трудно или нет. А кто сказал, что будет легко? Я
считаю, что ни за что не надо держаться, но нужно, конечно, ценить
какие-то вещи. Я ценю, что в моей жизни есть близкие люди, я им очень
благодарна. Без них я бы, конечно, не спилась, не умерла, но мне было
бы в сто раз труднее. А любовь? В моей жизни было много разных историй.
Опять-таки ни о чем не надо жалеть. Хотя иногда жалеешь о потерянном
времени, думаешь, что нужно было какую-то историю закончить раньше.
Может быть, не хватало каких-то внутренних возможностей, не всегда это
получалось. С другой стороны, были и хорошие моменты, значит, так
должно было быть.
- Вы рассуждаете как женщина, которая всегда сама бросала мужчин…
- Так было практически всегда. Я уходила с грудным ребенком от
мужа, уходила, зная, что будет трудно. В основном я была инициатором,
но иногда было и по-другому. В результате все зависит от человека. Хотя
судьба предопределена, но очень многое зависит от нас самих. Вот как ты
настроишься, как ты себя направишь, вот так, наверное, и случится. Как
говорят: «Счастливым можно стать за пять минут до смерти». Надо
понимать, что жизнь длинная, она не кончается в 18 лет. Я сейчас
наблюдаю за молодежью с высоты своего жизненного опыта и думаю, ошибка
в том, что многие считают: «Вот главное сейчас, а дальше что, не
важно». А хочется жить всегда - и в 20, и в 40, и в 70. Человек всегда
чего-нибудь ждет. Замечательную фразу Ахматова сказала молодой
поэтессе: «У вас все хорошо, потому что вы живете в кредит. За все
придется платить».
- Как вы считаете, кому легче в современной жизни, мужчинам или женщинам?
- Очень трудно сказать. Во многом женщины и мужчины поменялись
ролями. Женщины стали выполнять мужские функции, заниматься бизнесом.
Они стараются быть независимыми не потому, что они сами этого хотят,
так складываются жизненные обстоятельства. Нужно быть самостоятельной,
чтобы в какой-то момент не остаться без средств к существованию.
Например, когда, прожив двадцать лет с человеком, он тебе говорит: «До
свидания, ты остаешься без меня, без любви, без денег, а я ухожу. Мне
надоела эта история, я ее уже проиграл. Мне нужны другие эмоции».
Ладно, если она просто остается одна, это можно, в конце концов, с
трудом, но пережить, но если она еще остается без средств на жизнь, это
катастрофа. Женщины этого боятся, поэтому не оставляют работу. Я всегда
стою на стороне женщины, потому что, если она не сволочь и не стерва,
то она - женщина по определению, хотя она сейчас и сильная, и
независимая, умная, талантливая, в первую очередь, она женщина. Ей все
равно хочется любви. Любая женщина, если найдется нормальный человек,
мужчина, который сможет для нее много сделать, раскроется, и будет
гармония. К сожалению, сейчас ее днем с огнем не найдешь. Беседовала Ирина ВИХЛЯЕВА (Газета Родное Подмосковье №8 за 2006 год)
Источник: http://www.rpgazeta.ru/index.php3?path=htm/2006/8&source=svraut |