У красивой женщины должно быть изысканное хобби. Алена Яковлева,
ведущая актриса Театра сатиры, одна из самых красивых актрис Москвы, –
лучшее тому подтверждение: она увлекается коллекционированием авторских
кукол...
– Началось это все с одной куклы, которую мне подарила подруга на день
рождения. Когда я открыла коробку и увидела ту куклу, мне показалось,
что это Катерина Ивановна, которую я играю в театре «Модернъ»,
настолько она была хороша собой эта уникальная фарфоровая кукла. За
идею с куклами все уцепились, поскольку сразу поняли, что проблемы с
подарками теперь нет. Причем Спартак Васильевич Мишулин решил, что это
должна быть обязательно дама с собачкой, и все время их мне дарил. А
Ольга Александровна Аросева мне тоже все время кукол дарила, но
говорила: «Это Маше, не тебе». Маша – это моя дочка. Но как только я
приносила куклу домой, Маша спрашивала: «Ну что, мам, в коллекцию?»
Потом я познакомилась с Аленой Венцель – замечательной нашей
кукольницей, мастером, которая делает портретные куклы. После этого и
началось собирание авторских кукол. Так получилось, кроме всего
прочего, что куклы совпадали с какими-то моими ролями, так что они не
просто так у меня стоят, для красоты, я про каждую могу историю
рассказать. Я из всех стран, отовсюду, где бываю, привожу кукол. И они
везде-везде у меня в комнате стоят. И очень меня радуют. Живут
совершенно какой-то своей жизнью.
– У вас просто кукольный дом дома!
– Именно!
–
А не боитесь столько кукол держать у себя? Ходят же все эти легенды о
том, что кукла – это зачарованный человек, что у них есть душа, что
ночью они оживают... На этом же очень много детских сказок построено,
тот же «Щелкунчик».
– Кто знает, может быть. Но они у меня
какой-то своей жизнью живут. Я же их, кукол, собираю и по смысловой
принадлежности. Хотя у меня есть несколько кукол, которые особой
художественной ценности не представляют, но я к ним привыкла и
расставаться не хочу.
– Как любимые игрушки из детства, выбросить которые – почти кощунство, да?
–
Да, хотя я в детстве все больше в войнушку играла, а не в куклы. Сейчас
вот, видно, доигрываю. Хотя у меня были две куклы, которые я очень
любила в детстве. А сейчас в моей комнате ничего, кроме кукол, бабочек,
цветов, и нет. Никаких изысков, антиквариата, только куклы мои
театральные. Так что я с работы, из театра, прихожу домой, в театр.
– А не много театра? Не устаете?
–
Да нет, они же ненавязчивые. Кто-то сказал, что у меня дома, как в
сказке: зеленое, сиреневое, розовое, везде – бабочки. Но я себе сейчас
строю дом и тогда, вероятно, я своих кукол совсем приведу в порядок. Но
даже и сейчас уже у каждой свое место.
– Вы, должно быть, любите кукольный театр?
– Да. Вот сейчас будет побольше времени, и я обязательно пойду
посмотреть «Странную миссис Севидж» с Верой Кузьминичной Васильевой в
Театр Образцова. Я очень трепетно всегда отношусь к тому, что, когда ей
не хватает ролей в нашем театре, она всегда находит себе интересную
работу на других площадках. И Андрей Денников, режиссер спектакля, мне
кажется, человек очень талантливый, особенный, самобытный, выбивающийся
из нашей современной жизни. Так что я обязательно постараюсь посмотреть
этот спектакль. Когда будет время.
– Да, ведь сейчас вы более чем востребованная актриса, играете в месяц 15 спектаклей, плюс съемки...
–
Я сейчас из-за катастрофической нехватки времени стала делать то, что
никогда себе не позволяла: раньше я доигрывала все свои спектакли до
снятия их с репертуара, а недавно отдала три свои роли молодым актрисам
и оставила себе только три названия. Но и так у меня получается 10–12
спектаклей в Театре сатиры плюс Катерина Ивановна в театре «Модернъ»,
которая идет два-три раза в месяц, и съемки, так что... Но если вдруг
однажды у меня не будет работы, я, конечно, попытаюсь придумать что-то
для себя, и, конечно, это будет что-то серьезное, потому что комедий я
уже наигралась, честно говоря.
– Что это будет? Чего хочется?
–
Уильямса. Я знаю, как его играть. Может, это звучит слишком хвастливо,
но я знаю, как нужно его делать. А вот Чехова и Островского я хуже
чувствую. А Уильямс – абсолютно мой автор. Больше всего я люблю «Лето и
дым», но пока это все в мечтах. Так что если годы позволят и не только
комические старухи впереди, то сыграю. Хотя комедии я люблю, и у меня
хорошие учителя были в комедии: Ширвиндт, Державин, Васильева, Папанов,
Миронов, я же их застала! Но это была совсем другая комедия – не
вокзальная. Плучек ставил Шекспира, Гоголя, Бомарше. Сейчас в нашем
театре, в Театре сатиры, идет очень много комедий современных, но лично
мне кажется, что мы удерживаемся на той самой грани, за которой
начинается пошлость. И в «Слишком женатом таксисте» люди в финале на
моем последнем монологе – я слышу – плачут. А это комедия! Так ведь это
самое главное, чтобы в театре в людей проникало что-то. Никто никого не
собирается ничему учить, но если что-то осталось в душе – значит, это
не просто так все было. Значит, мы не зря работали. А это дорогого
стоит. Потому что актеры – люди очень зависимые, это такая профессия.
И, конечно, все хотят работать в хорошей пьесе, с хорошим режиссером,
чтобы актерские работы хорошие были. И все, во всяком случае в Театре
сатиры, стараются вытягивать определенную планку. Конечно, хотелось бы
сыграть не только в комедии положений, но и в классической комедии, и в
сатире. Но как будет, так будет. Хотя я человек такой – я никогда не
сижу и не жду подарков от природы или от жизни. Если нет здесь –
значит, буду искать там. И там нет, значит, затею антрепризу.
– То есть вы все равно мыслите себя только в рамках актерской профессии?
– Я не знаю, в жизни ни от чего нельзя зарекаться, особенно актерам...
– Именно поэтому у многих актеров сейчас есть какое-то дело, которым они занимаются параллельно с театром...
–
Да, и мой однокурсник Максим Суханов, который держит несколько
ресторанов, – прекрасное тому подтверждение. Но у меня сейчас, к
сожалению, нет такого количества времени, чтобы заниматься чем-то еще,
кроме спектаклей и съемок. Кроме того, я сейчас строю дом. И вот если
все сложится, я его дострою, перееду в него и сдам московскую квартиру,
тогда буду сидеть под кленами, делать чтецкую программу и не думать о
том, что нужно зарабатывать деньги.
– А вас это, в принципе, больше радует или больше огорчает, что деньги нужно зарабатывать?
–
Меня это совершенно не огорчает. Единственное, что меня огорчает, – это
что я очень много работаю, и близкие горюют, что меня все время нет. С
другой же стороны, в нашей стране так давно не было возможности
зарабатывать деньги своим творчеством, что сейчас, когда такая
возможность появилась, я рада работать и с большим удовольствием
зарабатываю. Я хочу переехать за город, дышать свежим воздухом, хотя бы
иногда, я же на Пушкинской живу, а хочется на елочки посмотреть. Сейчас
так. А в нашей профессии никто не знает, как дальше будет: сегодня ты
востребован, а завтра – никому не нужен. Но я действительно никогда не
буду сидеть, чего-то ждать и злобствовать по поводу того, что у меня
нет работы. Я буду тогда что-то для себя придумывать. Но, к счастью,
этого момента пока не было в моей жизни.
Беседовала Катерина АНТОНОВА, фото из личного архива
Источник: http://teatr.newizv.ru/news/?IDNews=1139&date=2007-03-02 |