Челышев:
- Поэтому режиссеры любят с вами работать или, наоборот, вы ему ставите задачи? Яковлева:
- Нет, я не усложняю, просто мне говорят – с тобой сложно, потому что ты самоигралка. Ну, как бы мне надо или очень хорошего режиссера, или режиссера, который…
Плешакова:
- …послушный?
Яковлева:
- Да.
Плешакова:
- Алена, раз сериалы выходят, значит, это кому-нибудь нужно, значит, есть свой зритель. Но вот у вас еще, кроме того, что вы снимаетесь во многих сериалах, у вас еще дочка в «Кармелите», если не ошибаюсь, Маша Казакова, снимается?
Яковлева:
- Да, да.
Плешакова:
- Как вы к этому относитесь? По-моему, один из режиссеров этого сериала, Елена Цыплакова, и то она с содроганием рассказывала об этом проекте…
Яковлева:
-Как вам сказать. Во-первых, я не считаю, что нужно вообще с содроганием к чему-то относиться. Потому что это твоя работа, ты уже в это включаешься… Мы же все понимаем прекрасно. Но мы должны сделать этот продукт хорошо, мы обязаны это сделать. А что касается моего ребенка – здесь вопрос сложный. Скажу честно, у меня была определенная цель. Кроме того, что она хотела, у меня была цель вот какая. Уже в тот момент у нее возникли мысли, чтобы идти в артистки. Я прекрасно понимала, что у нее очень добрый характер, она очень закомплексованная… Она выросла в любви и добре… Она привыкла к позитиву. И я хотела показать, что наша профессия…
Плешакова:
- Извините, давайте напомним, что Маша – внучка Юрия Васильевича Яковлева и Михаила Михайловича Казакова.
Яковлева:
- Да, да. И, конечно, это был такой риск вообще идти в эту профессию, честно вам скажу. И я до сих пор не могу сказать, что я убеждена в своей правоте, чтобы ей не позволить… Ну, как не позволить? Не позволить невозможно, ребенок потом мне скажет – мам, а я хотела, у меня была такая же история, когда я три курса проучилась на факультете журналистики в университете, а потом все равно пошла в Щукинское училище.
Плешакова:
- Так вы наша коллега?
Яковлева:
- Конечно… После третьего курса у родителей волосы дыбом встали. Правда, я сразу пошла в студенческий театр МГУ, естественно, потому что все равно мысль зрела. Ну, вот она 3,5 часа спала, она ездила в Тверь, она снималась параллельно в одной группе дневной, потом в ночной. То есть, она вкусила все ужасы и кошмары этого производства. Поэтому у нее нет иллюзий, что это легко и весело… То есть, она все это поимела в 14-15 лет. Мать-злодейка, я понимаю. Но а что делать?
Плешакова:
- Это как-то ее стимулирует? Заработок? Там прилично они зарабатывают? Маша что-то себе купила?
Яковлева:
- Ну, для ребенка 15 лет это все равно заработок. Она заработала хорошие деньги, на которые я могла там сантехнику купить в дом… Но, вы знаете, ее не испортила абсолютно, как мне кажется, а сейчас я вообще очень к этому отношусь скептически, популярность какая-то там – это все смешно. Наша профессия такова, что ты до конца жизни, если ты хочешь быть артистом, ты все равно работаешь и ощущение такое, что ты все равно ничего не умеешь. Она совершенно не избалована. Ее любили, но я достаточно жестко ко многим вещам относилась и, наверное, зря. Потому что у нее гораздо больше вот каких-то неуверенностей, комплексов. Она, например, настолько боится, я так не боялась на сцену выходить, а она боится. У нее, видимо, этот груз ответственности, контроля, который над ней давлеет, еще, в общем-то, в училище… Внучка, дочка….
Ты снималась в сериалах… Ее клюют. И мне кажется, это неправильно, потому что она маленькая еще пока. Ей только 17 лет. Ей, наоборот, нужно приобретать как можно больше уверенности в себе. Потому что пока вот жизненного опыта мало.
Плешакова:
- Дедушки с ней занимаются? Вот как это принято в актерских семьях?
Яковлева:
- Ну, мой папа, конечно, чаще общается, и встречается, и чего-то ей говорит. И вот там Антон какие-то советы давал. Но наша профессия такова, что тут пока сам не откроешь все свои заслонки, пока ты сам не пробьешься, пока ты сам чего-то не поймешь… А это должно пройти время, должен накопиться какой-то опыт. Я тоже очень долго была настолько не уверена в себе… И вообще, моя профессия пришла ко мне только через 10 лет работы в театре, ну, может быть, не через 10, но, по крайней мере, первые театральные работы были очень такие не то что никакие, но несерьезные с точки зрения профессии, как вот я сейчас бы их сделала, понимаете. Первый спектакль у меня был Андрея Александровича Миронова «Тени» Салтыкова-Щедрина. Я думаю сейчас, господи, да что там было сложного? А тогда… То есть, такой крен у меня был в характерную сторону. Спасибо Алле Александровне Казанской, покойной, она со мной «Вешние воды» сделала тургеневские, вот я с ними показывалась, и как-то еще что-то поняла про себя.
Плешакова:
- У вас были все-таки учителя в практике…
Яковлева:
- Ну, безусловно… Плучек, конечно, и Миронов… Потом была Врагова, которая меня выкрутила. И я все время Маше говорю – Маша, я тебя отправлю к Враговой, вот она тебя… И все, сразу научишься.
Плешакова:
- Она жесткий режиссер?
Яковлева:
- Она не просто жесткий, она открывает в человеке то, что необходимо для профессии. По большому счету. Она заставляет тратиться актера.
Плешакова:
- Мне кажется, у вас такой замечательный художественный руководитель, Александр Анатольевич Ширвиндт…
Яковлева:
- Он чудный, он замечательный. Но что касается меня, со мной он иногда суров бывает. Хотя уверена, что прекрасно относится. Что касается меня, он категорически всегда стоит. А вообще он очень добрый и ко многим относится очень лояльно. Что, может, даже и неправильно…. Мне кажется, что к «старикам» можно быть полояльней, а к молодежи мог бы быть и посуровей… Вот эти 15 лет мы ничего, кроме театра, капустников, сказок там, ну, концерты иногда, мы ничем, кроме этого, не занимались. Ну, периодически меняли мужей и личную жизнь устраивали.
Плешакова:
- Сейчас, наверное, на личную жизнь не хватает времени?
Яковлева:
- Ну, мы же все-таки живые люди, мы ж не каменная башка…
Плешакова:
- Я должна рассказать, что Алена нас всех потрясла натуральными зелеными такими глазами цвета молодой свежей такой, сочной травы. Самое главное, что это ее природные. В кого, кстати, у кого такие глаза?
Яковлева:
- Мамы.
Плешакова:
- Вам надо играть кошку. Кошку на раскаленной крыше.
Яковлева:
- Была такая идея в нашем театре, но не получилось как-то, лет пять назад как-то Андрей Житинкин приходил с этой пьесой, не получилось. Но сейчас я очень рада, потому что я увлечена ролью, постановкой, режиссером. И, конечно, здесь такая очень интересная, надеюсь, будет работать.
Челышев:
- Все 90-е годы кино для актеров вашего поколения, по сути, не было. Потому что не было денег и прочее… Но был театр, его было много… И я боюсь, что ваше поколение может стать последним так по-настоящему сильным актерским поколением в России, потому что посмотрите, что происходит с современными молодыми артистами… На первом, втором, третьем курсах у них уже огромное количество сериалов, они растрачиваются на все и, по сути, по большому счету потом в итоге получится что-то не высшего уровня, а, может, очень хорошие ремесленники получатся.
Яковлева:
- Ну, это, конечно, кому как повезет. Но ведь нам тоже говорили. Когда я пришла в театр, это было опять-таки блистательное поколение – Папанов, Миронов, Мишулин, Ширвиндт, Державин, Ткачук, Менглет, Аросева, Васильева. И у нас тоже была проблема, хотя нами занимался Плучек… когда не стало тех людей, он сказал, что я ставку делаю на молодежь и мы уже шли к среднему поколению. У нас очень хорошая молодежь, очень хорошая – Света Антонова, Маша Куликова, к сожалению, она сейчас от театра немного отдалилась, ушла в кино… У нас хорошие молодые ребята – Стас Николаев, который написал сам пьесу, сам ее поставил, сам сыграл главную роль с Аней Нахапетовой. И если вот совсем маленькие еще, вот дети совсем - они профессионалы, они ищущие, творческие… Они чего-то обсуждают, они стараются, они пытливы, их чему-то пытаются научить… Им как повезет – как они будут к этому относиться. Вы правы, если они захотят овладеть профессией, они ею овладеют. А если не захотят, их никто никогда не научит… Но если им повезет, они получат хорошую режиссуру и какую-то вот такую глубину. Поэтому мы будем надеяться. Я оптимистически смотрю на это, хотя, конечно, уровень снижается.
Плешакова:
- Алена, вы замечательно выглядите. Что делаете для этого?
Яковлева:
- Умываюсь льдом по утрам, маски каждый день обязательно. Но на лице отражается вся жизнь. Я стараюсь не завидовать, стараюсь не пребывать в плохом настроении и стараюсь позитивно смотреть на жизнь. Кроме всего прочего, конечно, это генетика.
Плешакова:
- К радикальным мерам вы не готовы?
Яковлева:
- Я не знаю. Я ни от чего не зарекаюсь, во-первых. Ну, таких классических, наверное, я не буду. Потому что я очень боюсь измены лица и потом у нас, к сожалению, это обсуждаемо все и грустно, когда всех артисток начинают препарировать, сколько стоит какая складка на лице. Я этого не хотела бы. А так – я не знаю. Ну, какие-то, наверное, методы придется, потому что не хочется становиться… ну, не будешь девушкой в 60 лет, это понятно…
Плешакова:
- Хорошо, тогда пошли делать заготовки льда, чтобы выглядеть так же хорошо, как Алена Яковлева.